Джон Керри больше четырех часов убеждал сенат в эффективности соглашения с Ираном

Джон Керри. AP Photo/ Andrew Harnik
Джон Керри

Слушания стали своеобразным началом публичного рассмотрения Конгрессом сделки с ИРИ, на следующей неделе аналогичная встреча запланирована в палате представителей

ВАШИНГТОН, 23 июля. /Корр. ТАСС Анатолий Бочинин, Иван Лебедев/. Слушания, посвященные соглашению по ядерной программе Ирана, прошли в четверг в комитете сената Конгресса США по международным делам.

Доказывать важность и эффективность этих договоренностей на Капитолийский холм пришли госсекретарь США Джон Керри, министр энергетики Эрнест Монис и глава министерства финансов Джейкоб Лью. Противостояли им республиканцы под предводительством председателя комитета Боба Коркера. Общение продолжалось 4 часа 30 минут.

Позиция администрации

В начале слушаний Керри напомнил собравшимся, что соглашение предусматривает сокращение запасов обогащенного урана в ИРИ на 98%, демонтаж двух третей его центрифуг и реактора на тяжелой воде по наработке плутония, а также жесткий режим проверок всех его ядерных объектов. При этом санкции против Ирана будут оставаться в силе до тех пор, пока он не выполнит свои обязательства по договоренности с международной "шестеркой" (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия). Если же эта сделка не будет выполнена, то никаких ограничений на ядерную программу Ирана вообще не останется, и ему будет дан "зеленый свет" на разработку ядерного оружия.

Монис, со своей стороны, озвучил некоторые детали соглашения, в частности, касающиеся того, что еще запрещено производить Тегерану. В частности, Исламская Республика не сможет заниматься плутониевой и урановой металлургией. Лью рассказал о механизме снятия санкций. По его словам, сначала снимут с него "вторичные санкции", доступ к американской банковской системе будет по-прежнему заблокирован. Кроме того, Вашингтон намерен агрессивно реагировать на "любые попытки Ирана финансировать движение "Хезболлах" и использовать средства, полученные благодаря отмене санкций, для помощи поддерживаемых им боевиков".

Опасения Израиля

В ходе слушаний члены комитета не раз напомнили о том, что израильское руководство раскритиковало достигнутое соглашение.

В связи с этим сенатор-республиканец Марко Рубио поинтересовался, не обязаны ли теперь США защищать Иран, если Израиль нанесет удар по его ядерным объектам. Министр Монис заявил, что такого пункта в соглашении нет. Керри в свою очередь постарался убедить комитет в том, что такого не может случиться в принципе.

"Я не вижу ни одного возможно варианта, при котором мы бы вступили в конфликт с Израилем", - сказал он, добавив, что Вашингтон намерен "очень тесно" координировать свои действия с Израилем. При этом глава американской дипломатии подчеркнул, что понимает причины обеспокоенности израильской стороны, а премьер- министра Биньямина Нетаньяху считает своим другом.

Применение силы

В ходе слушаний представители республиканской партии выражали крайнюю обеспокоенность относительного того, будет ли Иран выполнять соглашение. Многие из них откровенно называли текст плохим. Керри поспешил успокоить коллег, что в случае нарушения договоренностей Тегеран столкнется с тяжелыми последствиями. Отвечая на вопрос сенатора-демократа Роберта Менендеса, допускает ли администрация Барака Обамы возможность применения силы против Исламской Республики, чтобы не позволить ей получить ядерные вооружения, Керри сказал: "Конечно". Госсекретарь напомнил, что президент Барак Обама и глава Пентагона Эштон Картер неоднократно обсуждали это, несмотря на подготовку договоренности "шестеркой" с Ираном.

По мнению главы госдепартамента, в случае разрыва соглашения другие участники переговоров также окажут давление на Иран, в том числе Россия. "Судя по тому, что я увидел за эти месяцы переговоров, они (РФ) будут солидарны с нами, выражая категорическое несогласие с этим (обогащением Ираном урана сверх обозначенных пределов)", - сказал Керри. Он также заверил законодателей, что если Исламская Республика откажется от своих обязательств, то она столкнется с международным давлением, санкциями "и, возможно, военным ответом", причем со стороны нескольких стран. Керри уточнил, что для этого имеются правовые основания. Однако, добавил он, проведение операции сейчас союзники точно не поддержат.

Начало дебатов

Слушания стали своеобразным началом публичного рассмотрения Конгрессом сделки с Ираном. На следующей неделе аналогичная встреча запланирована в палате представителей. А в среду на Капитолийском холме уже прошли закрытые брифинги. Данное общение администрации и законодателей - далеко не просто формальность.

В минувшее воскресенье Белый дом направил текст соглашения с Ираном в Конгресс, которому по закону отводится 60 дней, чтобы изучить документ. После этого сенат и палата представителей должны либо одобрить, либо отвергнуть договоренность с Исламской Республикой, оформленную в виде Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

Документ, согласованный международной "шестеркой" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) с Исламской Республикой, занимает 109-страниц и имеет пять приложений на 47 страницах. На Капитолийский холм направлены также несекретный доклад о проверке СВПД и секретное приложение к докладу, подготовленное американской разведкой.

Соглашение с Ираном не подписывалось и поэтому не требует ратификации американским сенатом. Конгресс не в силах аннулировать СВПД, но способен сделать так, чтобы выполнение этого плана стало невозможным. Дело в том, что договоренность с ИРИ предусматривает постепенное снятие американских санкций, многие из которых были введены не президентскими указами, а по решению законодателей. И отменить их тоже может лишь Конгресс. Если они сохранятся, то США не выполнят свои обязательства по соглашению.

Обама заранее предупредил, что не позволит торпедировать договоренности с Ираном и в случае необходимости воспользуется правом вето. Чтобы преодолеть его, обеим палатам Конгресса потребуется две трети голосов. Удастся ли набрать их, пока не известно. Многие республиканцы, имеющие большинство в сенате и палате представителей, и ранее выступали против договоренности с Ираном и в минувшие дни лишь подтвердили свою позицию. Реакция демократов была сдержанной, но в целом позитивной. Законодатели из партии Обамы приветствовали достижение соглашения на венских переговорах, но заявили, что его еще необходимо тщательно изучить.