13 августа 2015, 10:53
Генассамблея ООН

Киргизский дипломат: помощь, получаемая от ООН, была всегда эффективной

Аскар Айтматов. EPA/ T.MUGHAL
Аскар Айтматов

Бывший постпред Киргизии в ООН рассказал о самых запоминающихся для него событиях во время работы в Нью-Йорке

О самых запоминающихся событиях во время работы в ООН и происходящих в ней в середине 1990-х годов прошлого столетия процессах рассказал ТАСС бывший постоянный представитель Киргизии в этой организации Аскар Айтматов

- Аскар Чингизович, когда вы приступили к обязанностям постоянного представителя республики при ООН и что запомнилось вам больше всего за время работы в ООН?

- Я работал постоянным представителем Киргизстана в ООН с 1994 по 1996 годы. Можно сказать, что попал на эту должность совершенно случайно. Мой предшественник, первый постпред в ООН Джумакадыр Атабеков, принял решение срочно вернуться на родину. А в это время на Генеральной ассамблее ООН должна была рассматриваться резолюция о праздновании в 1995 году на международном уровне 1000-летия нашего эпоса "Манас". Я тогда был заместителем министра иностранных дел, мне пришлось срочно собраться и выехать в Нью-Йорк. По идее, речь должна была идти об одном-двух месяцах, но так получилось, что моя командировка затянулась на два с лишним года. О чем я, в принципе, не жалею, это был большой опыт для меня.

Наверное, самым запоминающимся событием за время работы в ООН стало принятие резолюции о "Манасе" на Генассамблее в декабре 1994 года. Резолюция тогда была принята консенсусом. Это стало для нашей страны, совсем недавно начавшей свое "независимое" плавание, большим международным достижением. Благодаря этой резолюции был обеспечен мировой масштаб проведения юбилейных мероприятий в 1995 году, привлечена существенная поддержка и помощь для их проведения со стороны специализированных учреждений ООН, в первую очередь ЮНЕСКО. По существу, данная резолюция стала демонстрацией мировым сообществом политической поддержки молодому государству в его стремлении упрочить свою независимость и стать полноценным участником международной жизни. Ну а для меня работа по продвижению "Манаса" дала ценную возможность познакомиться практически со всеми постоянными представителями других государств при ООН, ознакомиться с деятельностью различных структур этой организации. 

- А какая самая памятная встреча в стенах ООН?

- В ООН мне посчастливилось познакомиться с Далай-ламой. Знакомство состоялось на одном из мероприятий, проводимых в рамках Организации, и имело для меня далеко идущие последствия. На меня очень большое впечатление произвела его личность, глубокий ум, гуманизм и простота... Первый раз нам удалось пообщаться достаточно короткий промежуток времени. Можно сказать, что это было шапочное знакомство. Уже потом, в 2008 году, когда я стал свободным от официальных должностей человеком, поехал к нему в резиденцию, которая находится на севере Индии. После этого был там еще несколько раз. Пожалуй, Далай-лама и есть та самая яркая личность, с которой мне удалось познакомиться в ООН, и получить от этого впечатления на всю жизнь.

- Должность постоянного представителя страны в ООН - это всегда серьезная работа или случались и курьезы?

- Был такой случай, если его можно назвать курьезным. Когда я приехал в Нью-Йорк, то наше представительство тогда еще располагалось в здании российского представительства. Жили мы тогда примерно в 30 км от места работы, каждый день приходилось самостоятельно ездить за рулем туда и обратно. Однажды в очередной раз задержался на работе допоздна и выехать домой получилось только в третьем часу ночи. До этого шофер российского представительства только однажды показал мне дорогу, и я не успел ее хорошо запомнить. А скоростные американские автобаны таковы, что если пропустишь свой поворот, то потом новичок может плутать по городу длительное время. Так вот, вышел я с работы и поехал по дороге, проходящей практически через весь Манхэттен, в том числе через знаменитый нью-йоркский район Гарлем. Это сейчас власти и правоохранительные органы приняли меры, чтобы взять в этом районе ситуацию под контроль. А в то время там были кварталы, куда боялась заходить даже полиция. В общем, я свернул с автобана не где надо и оказался в Гарлеме. Ночь, вокруг никого нет. Пытаясь вернуться на автобан, я все глубже заезжал в Гарлем. Вокруг темными пятнами виднеются силуэты двух- и трехэтажных домов с пустыми глазницами окон, судя по всему, давно брошенных хозяевами. Кругом мусор, ни одного светящегося фонаря, точно как в фильмах. Мне стало как-то не по себе, делаю еще один поворот и оказываюсь метрах в 20 перед группой парней-афроамериканцев, которые жгут прямо на проезжей части костер из автомобильных шин. Я тогда подумал, что сейчас не самое подходящее время и место, чтобы с ними встречаться. Пытаюсь сдать назад, но тут слышу стук по крышке багажника, оказалось, что трое ребят пути отступления уже отсекли. Ну, думаю, попал, ведь Гарлем в то время славился своими нравами на весь мир.

- И как обитатели знаменитого Гарлема встретили киргизского дипломата?

- Ребята окружили меня, и назвать их взгляды доброжелательными было весьма трудно. Пока на меня не начали, так сказать, "наезжать", решил взять инициативу в свои руки. Стал объяснять без остановки: ребята, в вашем городе нахожусь всего неделю, приехал из Киргизстана, заблудился. Что передо мной стоит важная задача - продвинуть резолюцию по "Манасу", ах, так вы не знаете, кто это такой? Тогда слушайте: мы такая-то недавно возникшая страна, часть Советского Союза и так далее. Вижу, что эта речь какое-то воздействие имеет, взгляды собеседников просветлели, и они даже стали переспрашивать, как называется моя страна. Выговорить слово "Кыргызстан" парни так и не смогли, хотя честно пытались. Рассказал им, что мы находимся между Китаем и Россией. Они даже почему-то этому посочувствовали. Короче, после дружеской беседы они подогнали машину и сопроводили меня до нужного поворота. "Только сюда больше не приезжай, - предупредили на прощание. - Здесь опасно!". А ведь тогда в Гарлеме нередко и люди пропадали, даже шнурков от их ботинок потом не находили.

- Что бы вы хотели сегодня изменить в работе ООН?

- У Киргизстана, думается, уже накоплен достаточно позитивный опыт сотрудничества с ООН, ее специализированными учреждениями. Помощь, получаемая от ООН, была всегда весьма эффективной и актуальной для решения стоящих перед нашей страной задач в различных сферах. Будь то социально-экономические реформы или совершенствование правовых и демократических основ жизнедеятельности государства и общества. Или же подключение к мировой политической, интеллектуальной, культурной жизни. То есть для такой страны, как Киргизстан, очень важно самое тесное партнерство с этой международной организацией. Менять же есть что. Прежде всего, речь идет о повышении легитимности Организации в выполнении своей основной миссии - поддержание международного мира и безопасности. Давно уже пора бы выйти на этап конкретных шагов по реформе ООН. В первую очередь ее Совета Безопасности, для того чтобы Организация была более адаптирована к вызовам и потребностям эпохи глобализации. Надеюсь, на предстоящей осенью юбилейной 70-й сессии Генассамблеи ООН будет дан необходимый импульс активизации работы в этом направлении.

Кстати, в 1998 году был учрежден профессиональный праздник киргизских дипломатов. В качестве даты было избрано 24 октября, то есть в тот же день, когда во всем мире отмечается День ООН. Таким образом подчеркивалось приоритетное значение, которое наша республика в своей внешнеполитической и дипломатической деятельности уделяет ООН.

Беседовал Вадим Нешкумай, Бишкек, ТАСС.