1 декабря 2015, 13:38,
обновлено 1 декабря 2015, 16:06

Обама не ожидает в ближайшее время разворота на 180 градусов в стратегии России по Сирии

Барак Обама. ЕPA/ CHRISTOPHE PETIT TESSON
Барак Обама

Россия осознает необходимость вступления в коалицию по борьбе с ИГ, уверен президент США

ПАРИЖ, 1 декабря. /ТАСС/. Президент США Барак Обама не ожидает в ближайшее время "разворота на 180 градусов" в стратегии России по Сирии. Он подчеркнул это на пресс-конференции по итогам своего визита в Париж на Всемирную конференцию ООН по вопросам изменения климата (COP-21). По его словам, он ждет изменения подходов России, но исходит из того, что для этого понадобятся "несколько месяцев".

Не было, нет и не будет

"Я не думаю, что в ближайшие недели вы будете наблюдать поворот на 180 градусов в их стратегии", - сказал он о РФ. "Они уже много лет вкладывают" силы и ресурсы "в то, чтобы сохранить Асада у власти", утверждает президент США. "Их присутствие там обусловлено его поддержкой, так что им понадобится время для изменения подхода к осмыслению данного вопроса", - полагает Обама.

"А пока они заодно с режимом, большие российские ресурсы будут по-прежнему нацелены на те самые оппозиционные группировки, которые в конечном счете должны стать частью инклюзивного правительства", - утверждал президент США, имея в виду правительство всех сирийцев без исключения. Он заявил, что данные группировки "сражаются одновременно с режимом и ИГ ("Исламское государство", группировка запрещена в РФ) , и пользуются поддержкой США и их партнеров по коалиции.

"Так что я не думаю, что нам следует впадать в иллюзии, будто Россия начнет наносить удары только по объектам ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта" - прежнее название группировки "Исламское государство" - прим. ТАСС), - утверждает Обама. - Этого нет сейчас. Этого никогда не было. И этого не будет в ближайшие несколько недель".

"А вот что может происходить, так это тот политический процесс, который (госсекретарь США) Джон Керри филигранно сформировал вместе с министром иностранных дел России (Сергеем) Лавровым, - констатировал глава американской администрации. - Если это в Вене сработает, то, возможно, - с учетом уже достигнутой сторонами договоренности - мы начнем наблюдать хотя бы отдельные зоны прекращения огня в Сирии и вокруг нее".

По мнению Обамы, "это может означать, что определенные оппозиционные группировки более не будут подвергать ни сирийским, ни российским бомбежкам". "Тогда они смогут повести речь о политике, - утверждает президент США. - И тогда мало-помалу мы сможем начать привлекать всеобщее внимание к тому, к чему и следует, то есть к систематическому преследованию ИГИЛ".

В контексте собственной стратегии

Обама, судя по его ответу журналистам, считает, что его собственная стратегия в борьбе с ИГ приносит плоды. В этом контексте он говорил о роли созданной и возглавляемой США коалиции.

"С учетом не только сплоченности коалиции, но и все большей интенсивности наших действий в воздухе и прогресса на земле, на мой взгляд, возможно, что в ближайшие несколько месяцев мы увидим сдвиг в расчетах с российской стороны и осознание того, что гражданскую войну в Сирии пора завершать", - утверждал президент США.

"Это не дастся легко, - предупредил он. - Слишком много пролито крови. Слишком много разрушено инфраструктуры. Слишком много людей изгнано из родных мест, чтобы можно было рассчитывать на гладкий переход".

Глава Белого дома считает, что и ИГ со своими ресурсами "остается смертоносной организацией" и "будет еще некоторое время представлять серьезную угрозу".

"Но я уверен, что мы в этом деле на стороне победителей, - подытожил Обама свои рассуждения. - И что в конечном счете Россия осознает, что угроза, которую ИГИЛ представляет для ее государства и народа, наиболее существенна. И что им надо сплотиться с теми из нас, кто сражается с ИГИЛ".

Неуклонное продвижение

Один из репортеров, задавая вопрос Обаме, выразил мнение, будто диалог с Россией по Сирии вообще не дает результатов. "Я не уверен, что это так и есть, - сказал президент США. - На самом деле венский процесс неуклонно продвигается вперед. Это еще не решающее (продвижение), но неуклонное".

"Думаю, есть основания полагать, что в России осознают, что военного решения ситуации в Сирии не будет", - считает Обама. "Россияне там находятся уже несколько недель, более месяца. И любой непредвзятый наблюдатель признает, что ситуация существенно не изменилась, - утверждает он. - А между тем Россия потеряла коммерческий авиалайнер, еще один самолет был сбит. Погибли российские военнослужащие".

Судьба Асада

Президент США признал, что между Вашингтоном и Москвой сохраняются глубокие разногласия по судьбе президента Сирии Башара Асада. "Вопрос в том, может ли Асад продолжать быть президентом и при этом завершить гражданскую войну, - сказал Обама. - Я уже пять лет считаю, что это невозможно".

"Как ни относись к Асаду, для него невозможно сплотить страну и привести все стороны в состав инклюзивного правительства", - утверждал Обама.

Далее он опять принялся рассуждать о венском процессе и оппозиционных группировках, которые Вашингтон считает "умеренными". "С некоторыми из них, честно говоря, у нас не очень много общего, - утверждал он. - Но они действительно представляют существенные фракции внутри Сирии. И вот теперь они станут собираться, чтобы сформировать по меньшей мере переговорную группу или процесс, который может позволить продвинуться вперед в Вене".

"Мы будем продолжать над этим работать, - сказал Обама. - И я надеюсь и рассчитываю на продвижение на этом политическом треке одновременно с тем, как мы оказываем все больший и больший нажим на ИГИЛ".