ПАРИЖ, 6 декабря. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Первый тур региональных выборов, которые проводятся в воскресенье во Франции, рискует стать уравнением со многими неизвестными. Особое внимание к воскресным выборам объясняется не распределением мандатов в региональных советах. Голосование в провинции станет "генеральной репетицией" перед президентской и парламентской кампаниями 2017 года.
Электорат поделят четыре группы
Для французских политиков вновь наступает "час истины". Борьбу за мандаты в региональных советах поведут более 21 тысячи кандидатов. В их числе, по данным СМИ, не менее 8 министров, 15 глав регионов, 103 депутата Национального собрания, 52 сенатора и 23 избранника в европейском парламенте.
В зеркале французской прессы самой большой угрозой для французской демократии выглядит неявка избирателей в день голосования. Аналитики прогнозируют, что французский электорат поделят между собой четыре основные группы: Социалистическая партия, Республиканцы, Национальный фронт, представляющие основной политический спектр, и "абстенционисты", то есть те, кто решит бойкотировать выборы.
Удастся ли мобилизовать избирателей?
На прошлых таких выборах - в 2010 году - голосовать пришли всего 46,3% избирателей. Это стало рекордно низким уровнем электоральной активности за всю историю регионального самоуправления.
"Даже если они поддерживают меры безопасности, принятые по следам ноябрьских парижских терактов, и отдают должное действиям президента-социалиста Франсуа Олланда в эти тяжелые для Франции дни, многие избиратели могут все равно отказаться от участия в выборах", - считает газета Libération.
Более того, как полагает парижское издание, группа, объединяющая тех, кто устал от нереализованных обещаний, затяжного экономического кризиса, неуклонного роста безработицы, имеет большие шансы оказаться самой многочисленной.
Три сценария социалистов
Особенно тщательно электоральные сценарии изучают в штаб-квартире правящей Соцпартии. Таких сценариев для социалистов три, полагаю французские СМИ.
Первый - "эффект Олланда". К региональным вопросам, которые поднимались в ходе избирательной кампании, прибавилась общеполитическая тема: защита республики и демократии, отпор терроризму.
Второй сценарий - сохранение электорального статус-кво. В результате правящая партия не окажется ни выигравшей, ни проигравшей.
Наконец, третий, неблагоприятный для социалистов вариант развития событий. Скептики опасаются крупного поражения, при котором социалисты исчезнут из примерно четверти региональных советов и сохранят в качестве бастиона лишь один регион.
Новая география политических ставок
Наилучшие шансы у Соцпартии в Бретани. Избиратели готовы там вновь голосовать за популярного министра обороны Жан-Ива Ле Дриана, уже возглавлявшего регион до вхождения в правительство три года назад.
Чтобы укрепить рейтинг соратника, Елисейский дворец дал понять, что Ле Дриану в виде исключения будет позволено совмещать министерские обязанности в военном ведомстве с полномочиями в местном самоуправлении. Это дало бы политику новый вес в администрации Олланда на пороге президентской кампании.
В столичном регионе Иль-де-Франс прочные шансы у кандидата Республиканцев Валери Пекресс, бывшего министра образования и политической соратницы экс-президента республики Николя Саркози. Во втором туре она может обойти кандидата Соцпартии на пост главы регионального совета, влиятельного председателя Национального собрания Клода Бартолона.
Партия Ле Пен надеется на победу на севере и на юге
Согласно рейтингам, наиболее динамично в последнее время рос электорат Национального фронта. Его позиции дополнительно укрепились, когда Франция столкнулась с беспрецедентным потоком мигрантов, приведенным в действие сирийским кризисом. На фоне парижской трагедии фронт напомнил о своих требованиях о пересмотре условий интеграции в Евросоюзе, восстановлении национальных границ, ужесточении правил иммиграции.
Особые надежды в штаб-квартире фронта возлагают на выборах в двух регионах. Это, прежде всего, укрупненный северо-западный регион Нор-Па-де-Кале-Пикардия, объединивший три прежних административных территории с общим населением в 6 миллионов человек. Шансы на победу там имеет председатель Национального фронта Марин Ле Пен, уже выдвинутая кандидатом от этой партии на президентских выборах 2017 года. Ее главный соперник в борьбе за кресло главы региональной администрации - республиканец Ксавье Бертран, один из ближайших советников Саркози.
Не меньший интерес привлекает и другой регион - юго- восточный Прованс-Альпы-Лазурный Берег, на территории которого проживают 5 млн человек. Спор за управление регионом с мэром Ниццы, влиятельным политиком- республиканцем Кристианом Эстрози ведет кандидат Национального фронта, племянница председателя партии Марион Марешаль-Ле Пен.
Несмотря на молодость (на следующей неделе ей исполняется 26 лет) и небольшой политический послужной список, младшую Ле Пен аналитики считают одним из самых перспективных политиков. Опросы пока отдают ей преимущество: в первом туре ей прочат от 38 до 42 процентов голосов, Эстрози - вдвое меньше. Но мэр Ниццы имеет основания рассчитывать на голоса избирателей от других партий во втором раунде, который пройдет 13 декабря.
Сложное наследие отношений центра и регионов
Два закона, принятых в этом году, изменили региональный пейзаж. Январский закон о реформировании регионов сократил их число на территории Франции с 22 до 13. В августе закон о новой территориальной организации республики уточнил компетенцию самоуправления. Отныне регионы сосредоточат свое внимание прежде всего на следующем круге вопросов: транспорт, школы и профессиональное образование, экономика, развитие туризма.
"В Париже всегда с недоверием относились к провинции", - считает газета La Croix. Совершая экскурс в историю, она напоминает, что регионы постоянно находились под опекой центральной власти. По ее мнению, создание 13 больших регионов ничего не меняет. "Менее многочисленные, более обширные, лучше сбалансированные в плане богатств, они ничего не приобретают от реформы - ни дополнительных средств, ни новых полномочий, - полагает издание. - В этом плане французские регионы не похожи ни на федеральные земли ФРГ, ни на автономии Испании".
Кто создает нацию
"Во Франции государство создает нацию, а не наоборот", - комментирует философские основы процесса профессор института политических наук "Сьянс-По" Брюно Ремон. Эта логика, заметил он, восходит даже не к эпохе Французской Революции, а к временам Людовика XIV. Только дольше всех остававшемуся на престоле королю, который регулярно напоминал "Государство - это я", удалось осуществить политическое объединение страны.
С установлением республики в административную карту было внесено новое уточнение. Франция территориально была поделена так, чтобы до любой из провинциальных столиц можно было добраться на лошади в течение дня.
По мнению социологов
В современную эпоху программу региональных реформ подчинили задачам экономического развития, но региональные советы были созданы лишь в начале 80-х годов прошлого века. В их распоряжении ныне бюджет в 29 млрд евро, что все еще гораздо скромнее ресурсов испанского самоуправления.
По словам специалиста по местному самоуправлению, профессора Ромена Паскье, "в глазах многих сограждан главным гарантом равенства остается государство, которое в любом случае обойдется с ними лучше". Большинство французов поэтому и сегодня, согласно оценкам социологов, не испытывают избыточного доверия к лозунгу "вся власть - региональным советам", предпочитая полагаться на институты в центре.