13 января 2016, 11:45
Кризис на Украине

Верховная рада готовится к решающему голосованию по поправкам в конституцию страны

Максим Никитин/ ТАСС, архив

Для этого необходимо набрать 300 голосов депутатов

КИЕВ, 13 января. /Корр. ТАСС Татьяна Токман/. У депутатов украинского парламента остаются четыре дня, чтобы принять поправки к конституции по децентрализации власти, как того требуют минские соглашения по урегулированию конфликта на востоке страны.

26 - 29 января Верховная рада соберется на последнее пленарное заседание текущей сессии, в рамках которой такие поправки могут быть проголосованы во втором, окончательном, чтении.

Для этого, однако, необходимо набрать 300 голосов депутатов, то есть конституционное большинство. Но сам характер предложенных изменений в конституцию продолжает вызывать горячие споры в парламенте, а представители взбунтовавшегося Донбасса заявляют, что они вообще не соответствуют взятым на себя Киевом обязательствам в рамках "Минска-2".

Президент не проявляет инициативы

"К сожалению, на Украине сегодня нет потенциала для объединения политиков при важных голосованиях в Верховной раде", - заявил в беседе с корр.ТАСС ведущий аналитик Международного информационно-аналитического центра, политолог Александра Решмедилова.

По ее мнению, консолидирующей силой в таких случаях мог бы стать глава государства, однако этого не случилось. "Это ключевое голосование может быть действенным только при усилии крепкой руки президента, но пока консолидации украинского политического эстеблишмента, инициатором которой может быть Петр Порошенко, не наблюдается", - признала аналитик.

В результате, считает она, "голосование будет крайне проблематичным и опять столкнет лбами все украинские силы".

Часть депутатского корпуса, представляющая в том числе и правящую коалицию, уже вовсю развернули кампанию за срыв голосования, заявляя о недопустимости внесения в конституцию "позорных изменений", которые "ломают унитарную модель государства".

Или сейчас, или .....

В этих условиях спикер Верховной рады Владимир Гройсман, хотя бы на словах, настоятельно призывает депутатов настроиться на голосование. В противном случае, указывает он, этот процесс может затянуться.

"Поправки надо вносить на этой сессии. Если мы не внесем их, то этот процесс может затянуться на три - четыре года", - заявил спикер в канун нового года. Гройсман уверен, что "для принятия решения наберется 300 голосов". "Мы должны вести диалог со всеми фракциями, чтобы изменения в Конституцию были утверждены", - подчеркнул он.

Именно с этой целью Верховная рада Украины продлила сроки проведения третьей сессии парламента восьмого созыва до 1 февраля 2016 года. Такое решение связано с процедурными особенностями внесения изменений в основной закон - конституционные поправки принимаются на двух сессиях парламента подряд.

В первом чтении поправки должны быть одобрены простым большинство от конституционного состава Верховной рады (226 голосов), что и было сделано 31 августа минувшего года на предыдущей сессии. Теперь, на текущей сессии Верховной рады, за них должны проголосовать не менее двух третей от конституционного состава парламента, то есть 300 депутатов.

Если этого сейчас не случится, то процесс рассмотрения поправок в конституцию придется начинать заново, а это означает, что их принятие будет отложено минимум на год.

"В результате произойдет заморозка всего мирного процесса, ведь "Минск-2" менять не на что. Изменений "нормандского процесса" не наблюдается. Дипломатическая машина всего переговорного процесса начнет буксовать", - констатировала неизбежные последствия отсрочки голосования Решмедилова.

"Поэтому есть некоторые позитивные сдвиги, которые указывают на то, что Украина готова голосовать, - отметила она. - Во-первых, в целом наблюдается сдвиг общих настроений в сторону мирного процесса. Во-вторых, наблюдается некоторая динамика и в самом переговорном процессе".

Есть ли голоса?

Из 265 депутатов, проголосовавших в августе прошлого года за принятие поправок в конституцию страны в первом чтении, 115 голосов дали "Блок Петра Порошенко" (БПП), 69 - "Народный фронт", 38 - "Оппозиционный блок", 14 - группа "Воля народа", 13 - внефракционные, 11 - группа "Возрождение" и 5 - "Самопомощь". При этом пять депутатов из БПП и один "фронтовик" проголосовали против.

Найти недостающие голоса предполагается прежде всего за счет дисциплины, поскольку в августе прошлого года порядка 30 депутатов просто не явились на заседание. То есть формально потенциал есть. Другое дело, что именно в эти дни более 20 депутатов, входящих в делегацию ПАСЕ, будут физически отсутствовать на Украине.

"В целом пока украинские политики ведут себя крайне противоречиво, набивают себе цену, торгуются, - говорит Решмедилова. - Может, еще что-то новенькое придумают - посмотрим".

"Кроме того, не ясно, вернутся ли к моменту голосования депутаты со своих "гавайских и мальдивских округов", где они встречаются со своими "избирателями", - иронизирует эксперт, имея ввиду затянувшиеся зимние каникулы многих депутатов в теплых краях.

Особый статус Донбасса

В последние дни вопрос об "особом статусе Донбасса" стал одним из главных в информационном пространстве страны. В частности, первый президент Украины Леонид Кравчук на "5 канале", собственником которого является нынешний глава государства, прямо призвал не бояться такой постановки вопроса.

"Если будем продолжать настаивать на том, что мы все равно победим в Донбассе, там конца войны не будет", - заявил он.

Это дало повод экспертам заговорить о том, что Порошенко решил начать широкую информационную кампанию за то, чтобы "продавить" предложенные им изменения в конституцию в части децентрализации в том виде, в каком они уже были приняты в первом чтении, и заявить затем о полном выполнении минских соглашений.

Однако самое интересное в том, что эти изменения никакой "особый статус" для неподконтрольных Киеву территорий Донбасса на постоянной основе, как того требуют минские соглашения, вовсе не гарантируют. Предложенный 18-й пункт переходных положений основного закона лишь гласит, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Это все!

В принципе есть и сам закон об особом статусе. Он был принят радой еще в сентябре 2014 года. По нему в этих районах зафиксирован особый статус русского языка, украинская власть обещает способствовать трансграничному сотрудничеству этих территорий с соседними регионами России, а также взять на себя их финансирование. Местные власти смогут создавать отряды "народной милиции", правда, согласно украинскому законодательству, а назначения в эти районы руководителей прокуратуры и судов должны проходить благословение органов местного самоуправления.

Но затем в этот закон также внесли поправки, отсрочив его вступление в силу до новых выборов в Донбассе, проведение которых, согласно тем же минским соглашениям, должно обговариваться как раз в соответствии с этим законом.

Возникает простой вопрос: в случае одобрения Верховной радой 18-го пункта будет действовать именно этот закон об особом статусе Донбасса или необходимо будет принимать новый, отвечающий нынешним реалиям и требованиям его жителей?

Кроме того, на востоке считают, что все положения об особом статусе Донбасса должны быть прописаны в самой конституции, а не в ее переходных, то есть временных, статьях.

Как все начиналось

31 августа 2015 года рада проголосовала за изменения в основной закон большинством голосов, при этом поправки не были согласованы с представителями провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Во время голосования у здания парламента произошло серьезное столкновение националистов, выступающих против особого статуса Донбасса, с правоохранителями. В итоге погибли четыре бойца Национальной гвардии, еще более ста человек пострадали.

Комитет парламента по вопросам правовой политики и правосудия 9 декабря рекомендовал Верховной раде принять в целом изменения в конституцию о децентрализации. В ходе заседания комитета было отмечено, что целью законопроекта является уход от централизованной модели управления в государстве, обеспечение полномочий местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти на Украине. В комитете заявили, что документ соответствует конституции страны и не нарушает права и свободы граждан.

Ранее президент Петр Порошенко подал данный законопроект в Верховную раду как безотлагательный.