Журналисты, получившие "Панамские документы", уверяют, что не знают имени своего источника

 EPA/ ALEX HOFFORD

"Мы вели диалог различными способами - всегда по защищенным каналам связи", - рассказал немецкий журналист Бастиан Обермайер

ВАШИНГТОН, 7 апреля. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Журналисты немецкой газеты  Süddeutsche Zeitung, которые первыми получили "Панамские документы" по офшорам, уверяют, что до сих пор не знают имени своего главного источника, использовавшего в общении с ними традиционный английским псевдоним Джон Доу.

В электронной переписке со своими коллегами из американской The Washington Post они рассказали, что не представляют также, каковы были истинные намерения этого лица (или нескольких лиц), передавшего для публикации 1,5 млн страниц материалов юридической фирмы Mossack Fonseca, занимающейся регистрацией офшорных компаний для богатых клиентов по всему миру.

"Они совсем немного сообщили о мотивах, которыми руководствовался их источник", - написала в среду в статье на своем сайте The Washington Post. По словам 38-летнего немецкого журналиста Бастиана Обермайера, который первым получил в 2014 году послание от Джона Доу, позже при переписке источник заявил: "Я хочу, чтобы вы сообщили об этих материалах и обнародовали сведения об этих преступлениях". Тем не менее, Обермайер и его коллеги "до сих пор не представляют, кто их источник и почему он или она (а может быть, они) вышли на них", уточнила американская газета.

Проект "Прометей"

Тем не менее, журналисты из мюнхенской Süddeutsche Zeitung намерены всеми силами оберегать свой источник информации и стараются не раскрывать о нем никаких сведений. "Мы не можем рассказать, как часто и когда мы с ним общались и поддерживаем ли мы сейчас эти контакты, - сообщил Обермайер. - Мы вели диалог различными способами - всегда по защищенным каналам связи. Бывали дни, когда я общался со своим источником больше, чем со своей женой. Нам было о чем поговорить".

Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ), к которому немцы обратились за помощью, также предпринял максимальные меры предосторожности и конспирации. Поскольку к проекту, получившему название "Прометей", постепенно были привлечены 370 журналистов из сотни СМИ более чем в 70 странах, сделать это было непросто. Защита техники - это важно, но "иногда самым слабым звеном бывают люди", отметила менеджер ICIJ Марина Уокер. По ее словам, они предупреждали всех участников расследования: "Не оставляйте ваши компьютеры открытыми. Не подключайтесь к интернету в кафе. И если вы потеряете свой телефон, то скажите нам об этом".

Журналисты из разных стран условились обмениваться всей полученной информацией и воздерживаться от ее публикации до тех пор, пока это в организованном порядке не сделает ICIJ. Порядок работы был установлен на встречах, проводившихся в прошлом году в Вашингтоне, Мюнхене и Йоханнесбурге.  The Washington Post отмечает, что эти меры удивительным образом сработали и утечек данных о подготовке публикации не было.

Архив Mossack Fonseca

3 апреля ICIJ опубликовал данные об офшорных счетах ряда действующих и бывших мировых лидеров. Как пишет консорциум, эти материалы "выводят на чистую воду тех людей, которые используют офшорные компании с целью облегчить процессы взяточничества, продажи оружия, уклонения от уплаты налогов, финансового мошенничества и незаконного оборота наркотиков". Из-за разгоревшегося скандала в среду покинул свой пост премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлёйгссон. В базе данных фирмы Mossack Fonseca, полученной немецкими журналистами от неизвестного источника, содержатся сведения об офшорных активах 140 политиков более чем из 50 стран, а также многих предпринимателях, деятелях культуры и спортсменах по всему миру.

Полностью архив Mossack Fonseca не был опубликован. По словам руководителя ICIJ Джерарда Райла, компания не раскрыла всю базу данных и не собирается этого делать.