26 июня 2016, 14:41,
обновлено 26 июня 2016, 15:26
Brexit

Могерини: цель и существование ЕС под вопросом после британского референдума

"В сложные времена сильный Евросоюз - это структура, которая мыслит стратегически, разделяет общее видение и действует сообща", - заявила глава европейской дипломатии

БРЮССЕЛЬ, 26 июня. /Корр. ТАСС Виктория Дубровина. Денис Дубровин/. Цель и само существование Евросоюза сегодня под вопросом, но граждане ЕС и весь мир после британского референдума особенно нуждаются в сильном Евросоюзе.

Такое мнение высказала верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини в преамбуле проекта внешнеполитической стратегии ЕС, которую она направила сегодня главам государств и правительств пока еще 28 стран ЕС.

Этот документ будет рассмотрен на саммите Евросоюза в Брюсселе 28-29 июня. Полный текст пока является конфиденциальным документом и будет опубликован только после его одобрения на саммите.

"Цель и само существование нашего союза поставлены под вопрос. Однако наши граждане и весь мир сегодня как никогда более нуждаются в сильном Европейском союзе. В сложные времена сильный Евросоюз - это структура, которая мыслит стратегически, разделяет общее видение и действует сообща. Это еще более важно после референдума в Великобритании, - заявила она. - Сегодня нет место неопределенности, нашему сообществу нужна стратегия".

Нереволюционная преамбула

Впрочем, прямого отношения к британскому референдуму эта стратегия не имеет - этот документ готовился внешнеполитической службой ЕС на протяжении последнего года. Указание о начале его подготовки дал саммит ЕС в июне 2015 года.

Опубликованная сегодня преамбула Могерини не содержит революционных идей. Речь там идет о необходимости для ЕС играть "ключевую роль в глобальном мире", превращении Евросоюза в "источник глобальной безопасности" в мире и его способности к широкому "использованию мягкой силы". Для всего этого страны ЕС должны проявлять еще большую солидарность и "разделять общее видение" мира.

Три характеристики мира

Служба Могерини определила три основных характеристики мира 21-го века, в котором ЕС должен найти свое место, если хочет гарантировать собственное будущее.

Она отмечает, что, во-первых, мир сегодня отличается невиданным прежде уровнем взаимосвязи: "Глобализация сформировала наш мир к добру или к худу. Она создала высочайший уровень мобильности людей, что имеет прямое влияние на проблемы миграции, гражданства, развития и здравоохранения. Информационное единство мира открывает новые горизонты для политики и бизнеса, но также для экономических и финансовых преступлений, терроризма и всех видов контрабанды и нелегального трафика".

Во-вторых, "новый мир" отличается гораздо более высоким уровнем напряженности: "Национальные государства находятся под беспрецедентным давлением. Растет число нестабильных и неуправляемых государств. Идеологии, кризисы самоидентификации и геополитические амбиции усиливают напряженность, что ведет к нестабильности и насилию. В Северной Африке и на Ближнем Востоке это позволяет процветать терроризму. В Европе новые концепции оспаривают демократические ценности".

Конец монополярности

В-третьих, структура мира значительно усложнилась, в нем происходит изменение баланса сил: "Глобальные изменения баланса сил привели к концу эпоху доминирования одной державы. По всему миру поднимаются новые государства, различные регионы демонстрируют различные конфигурации власти".

"В глобальном мире власть перераспределяется от национальных государств к сетевой системе, в которой участвуют отдельные страны, негосударственные структуры, межгосударственные и транснациональные игроки. Новые страны требуют реформирования миропорядка, сложившегося после Второй мировой войны, однако противодействовать имеющимся механизмам управления всегда значительно проще, чем создавать новые", - предупредила Могерини.

Новая внешнеполитическая стратегия ЕС должна дать ответ на вопрос, где место Евросоюза в этом мире, и что он должен там делать.

Итоги референдума о членстве Великобритании в ЕС. Хроника событий

Сторонники Brexit победили: реакция рынков и политиков