Эксперты: размещение ПРО США в Южной Корее дестабилизирует ситуацию в регионе

Защита от КНДР - это только предлог для американцев, уверены эксперты

МОСКВА, 8 июля. /ТАСС/. Размещение на территории Южной Кореи американской системы ПРО отражает намерение США усилить свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и приведет к усилению общей дестабилизации, которая чревата самыми серьезными последствиями, полагают эксперты, опрошенные ТАСС. Заявления о том, что это делается якобы для защиты Южной Кореи от угроз Северной, по их мнению, - лишь предлог для развертывания американцами очередного элемента глобальной системы ПРО, которая является фактически инструментом усиления геополитического присутствия США.

Москва и Пекин обеспокоены

Республика Корея и США договорились о размещении на территории южной части Корейского полуострова американской системы ПРО THAAD, сообщило в пятницу министерство национальной обороны РК. "Стороны приняли окончательное решение о развертывании THAAD в качестве оборонной меры на фоне угроз со стороны Северной Кореи, связанных с ее ядерной программой и разработкой баллистических ракет", - отмечается в документе. Система ПРО в Южной Корее начнет функционировать к концу 2017 года.

Категорически против реализации этих планов выступают Россия и Китай. Размещение системы ПРО в Южной Корее может обострить напряженность в регионе и создать трудности для решения проблем Корейского полуострова, говорится в заявлении МИД РФ. "США при поддержке своих союзников продолжают наращивать потенциал азиатско-тихоокеанского сегмента глобальной ПРО, что ведет к подрыву сложившихся стратегических балансов как в АТР, так и за его пределами", - подчеркивается в документе.

МИД КНР также выступил в пятницу с заявлением, в котором выразил "сильное недовольство" и "решительный протест" против размещения в Республике Корея американских комплексов ПРО и призвал США и РК остановить этот процесс.

России не угрожает

Непосредственной военной угрозы для России в размещении THAAD нет, но общую напряженность это усилит, говорят аналитики.

"Для России сама по себе в военном смысле эта система ПРО не представляет большой угрозы, она предназначена главным образом для борьбы с ракетами средней дальности, которых у нас нет, - говорит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН Василий Кашин. - И даже если бы у нее были более широкие возможности, ближайшие районы дислокации наших межконтинентальных ракет находятся за тысячи километров от Кореи". "

"Россия протестует по двум причинам. Во-первых, мы против развития американских систем ПРО в целом, их приближения к нашим границам. А во-вторых, мы поддерживаем наших китайских друзей. У Китая в целом ядерные силы намного меньше наших и менее продвинутые, и у них значительную часть этих сил составляют ракеты средней дальности, существенная часть которых находится на базах в Северо-Восточном Китае, в том числе очень близко к Корейскому полуострову", - объяснил он позицию Москвы.

"Для России, как говорят военные специалисты, сейчас военной угрозы эта система не представляет, - согласен завотделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов. - Но мы видим в этом не отдельно взятое действие, а один из последовательных шагов в усилиях США по созданию глобальной многоэшелонированной системы ПРО по периметру наших границ. Это - один из компонентов системы".

Действия Пхеньяна - лишь предлог

Защита от КНДР - это только предлог для американцев, уверены эксперты.

"Объявлено, что цель системы - усиление обороны Южной Кореи от возрастающих ракетно-ядерных возможностей КНДР, - напомнил Воронцов. - Но военные специалисты, давая оценку системе THAAD, видят в ее характеристиках другие возможности. И по дальности, и по высоте перехвата они далеко выходят за пределы Корейского полуострова. Ее радары способны охватывать большие районы Китая, самые густонаселенные прибрежные районы".

"Поэтому Китай жестко выступает против, видя в этом угрозу своей безопасности. Есть понимание того, что КНДР со своими ракетами - это только повод для дальнейшего расширения присутствия США в регионе", - сказал он.

"В целом полезность размещения THAAD для защиты Южной Кореи от КНДР под большим вопросом, учитывая очень большой ассортимент доступных северянам ракет, - полагает Кашин. - Но общую ситуацию это сдвигает в сторону конфронтации и роста напряженности".

"Разговоры о защите от КНДР - это просто повод, - соглашается и руководитель Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН Андрей Виноградов. - Первоначально, когда шел разговор о размещении систем ПРО в Европе, говорилось, что это делается якобы для противодействия иранской угрозе. Теперь вопрос снят, а система ПРО размещается в Румынии и Польше. На Корейском полуострове - аналогичная ситуация".

Проблема межкорейских отношений, по мнению эксперта, в данном случае вторична: "У американцев, конечно, есть повод, потому что КНДР в нарушение резолюций ООН проводит испытания, запускает спутники и так далее. И это можно воспринимать как подготовку к созданию систем доставки вооружений. Но нет никаких достоверных сведений о том, что это уже имеется у Пхеньяна".

Во вред диалогу

ПРО - это инструмент усиления геополитического присутствия США, подчеркивает Виноградов: "В Восточной Азии формируется новый центр мира. Был только североатлантический, а сейчас формируется и восточноазиатский. И в этом центре мира американцы стремятся закрепить свое ведущее положение", - отметил он.

"Но ситуация там достаточно взрывоопасная, и связано это с тем, что системы коллективной безопасности в Восточной Азии нет. Там масса территориальных споров и проблем, и любая дестабилизация чревата самыми серьезными последствиями. Например, в Южно-Китайском море уже было несколько инцидентов с американскими и китайскими самолетами и кораблями. Увеличивается роль случайностей, и тем самым снижается значение фактора стабильности", - добавил востоковед.

И уж в любом случае нормализовать ситуацию на Корейском полуострове этот шаг не поможет, уверены эксперты.

"Это, безусловно, помешает и межкорейскому диалогу, - говорит Воронцов. - КНДР, естественно, рассматривает это как один из элементов военного давления и в ответ будет только наращивать свои ракетные средства. Это порочный круг. Чтобы вырваться из него, нужны переговоры, а от них и Вашингтон, и Сеул отказываются, предпочитая политику усиления военного давления. Интенсивность американо- южнокорейских маневров в этом году усилилась".