17 августа 2016, 18:26,
обновлено 17 августа 2016, 19:54

США считают, что использование РФ базы в Иране не помогает урегулированию в Сирии

"Это не помогает, поскольку продолжает осложнять и без того очень опасную ситуацию в Алеппо и вокруг него", - подчеркнул представитель Госдепа Марк Тонер

ВАШИНГТОН, 17 августа. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. США продолжают считать, что использование Россией военной базы в Иране для нанесения ударов с воздуха по экстремистам в Сирии не способствует преодолению внутреннего вооруженного конфликта в этой арабской стране. Об этом заявил в среду на регулярном брифинге для журналистов заместитель начальника пресс-службы Госдепартамента Марк Тонер, отвечая на критику со стороны России.

Остаются при своих

"Мы пытаемся лучше понять происходящее. Тем не менее, я не отказываюсь от того, что сказал вчера (во вторник по поводу использования Россией иранской территории для бомбардировок террористических группировок в Сирии - здесь и далее прим. корр. ТАСС)", - подтвердил представитель внешнеполитического ведомства США.

С его точки зрения, "в фундаментальном плане это (удары России по экстремистам с территории Ирана) не помогает" урегулированию в Сирии. "И это не помогает, поскольку продолжает осложнять и без того очень опасную ситуацию в (крупнейшем сирийском городе) Алеппо и вокруг него, характеризующуюся использованием Россией иранских воздушных баз, чтобы осуществлять более интенсивные бомбардировки, под которые продолжает попадать гражданское население", - утверждал американский дипломат. Таким образом, отметил Тонер, "наши опасения остаются очень сильными". "Факт заключается в том, что это (использование Воздушно-космических сил России иранской авиабазы Хамадан) лишь обостряет и без того чрезвычайно опасную ситуацию", - полагает сотрудник Госдепартамента США.

С прицелом на полномасштабное сотрудничество

Одновременно он подчеркнул, что Россия и США продолжают обсуждать возможность налаживания полномасштабного военного и политического сотрудничества в целях завершения гражданской войны в Сирии. "В центре внимания" во время телефонного разговора министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, состоявшегося во вторник, находился вопрос о том, "каким образом нам нейтрализовать текущие вызовы" в двусторонних усилиях, направленных на то, чтобы "координировать (действия) по обеспечению режима прекращения огня" в Сирии, доставке гуманитарной помощи ее нуждающемуся населению и возобновлению межсирийских "переговоров в Женеве", сообщил Тонер.

Нарушение резолюции СБ ООН?

Он также уточнил, что у администрации США нет "окончательного заключения" по поводу того, может ли дозаправка российских бомбардировщиков в Иране представлять собой нарушение резолюции Совета Безопасности ООН 2231, которая касалась урегулирования ядерной проблемы Тегерана. Юристы американского правительства продолжают изучать этот вопрос, сказал представитель Госдепартамента США. Москва категорически отвергла саму постановку данного вопроса. Резолюция 2231 гласит, что поставка, продажа или передача боевых самолетов "для использования в Иране или в его интересах" может осуществляться при условии заблаговременного одобрения Совбезом ООН.

При этом Тонер признал, что нет шансов на проведение через СБ ООН каких-либо выводов, в которых бы Россию упрекали в нарушении резолюции 2231. "Любой такой язык" рассматривался бы всеми членами СБ ООН, и Россия как участник постоянной пятерки просто могла бы воспользоваться в таком случае своим правом вето, прогнозировал Тонер.

Он не отрицал, что находится в курсе заявлений российской стороны, которая поясняла, что использует базу Хамадан для сокращения времени полета самолетов ВКС к целям в Сирии, экономии авиатоплива и повышения эффективности ударов по экстремистам. "Характеризовать, в чем заключаются их намерения, надо им самим (то есть должностным лицам России)", - констатировал дипломат. Он заверил, что "не хочет никоим образом приуменьшать значимость... использования (ВКС России) иранских воздушных баз".

Наконец, Тонер повторил, что, на взгляд Вашингтона, у США есть "правовые основания применять военную силу" против террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) не только в Ираке, но и Сирии, несмотря на то, что ни СБ ООН, ни законные власти в Дамаске не санкционировали американские операции в последней. В чем заключаются такие основания, Тонер не рассказал.

А реагируя на высказывания официального представителя Министерства обороны России генерал-майора Игоря Конашенкова, Тонер напомнил своему российскому коллеге, назвавшему его Майклом, что его зовут Марк.