В Финляндии проводились ракетные эксперименты в рамках расследования гибели MH17

Михаил Почуев/ ТАСС

Центральная криминальная полиция Финляндии таким образом оказывала содействие голландским следователям

ХЕЛЬСИНКИ, 27 сентября. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии проводились секретные ракетные эксперименты в рамках расследования крушения малайзийского Boeing, упавшего в 2014 году в районе Донецка. Это подтвердил во вторник премьер-министр Финляндии Юха Сипиля.

Ранее во вторник эту информацию опубликовала голландская газета Telegraaf. Точное место и время проведения экспериментов издание не приводит. По его данным, Центральная криминальная полиция Финляндии (ЦКП) оказывала содействие следствию. Голландские следователи проводили эксперименты для выяснения типа ракеты, которой мог быть сбит воздушный лайнер. Тесты якобы показали, что речь идет о российской ЗРК "Бук". Ранее к такому же выводу пришла другая группа экспертов из Нидерландов.

"Подтверждаю, что запрос о правовой помощи поступил финской Центральной криминальной полиции. Она также отвечает на все относящиеся к этому вопросы", - приводит слова Сипиля телекомпания Yle. "Запрос пришел и на него был дан ответ", - добавил премьер. В ЦКП, со своей стороны, отметили, что "как сторона, предоставившая помощь, не могут комментировать ее содержание".

Глава комиссии финского парламента по иностранным дела Матти Ванханена, в свою очередь, отметил, что "между Финляндией и Голландией есть двустороннее соглашение об оказании правовой помощи". "В Голландии идет следствие касательно малайзийского самолета и одной из версий является использование ракет "Бук". В Финляндии имеются вышедшие из эксплуатации ракеты, и какие-то технические эксперименты на них проводились. Детали технических вопросов мне неизвестны", - сказал Ванханен.

Расследование Совета по безопасности Нидерландов

В среду, 28 сентября, Совместная следственная группа (ССГ), проводящая уголовное расследование крушения малайзийского Boeing-777 на Украине, представит первые результаты своей работы. Данное расследование необходимо не путать с расследованием, проведенным Советом по безопасности Нидерландов (СБН), и завершившимся, по сути, 13 октября 2015 года публикацией итогового документа. Главной целью этого расследования было установление причин катастрофы (а не определение виновных).

Специалисты СБН пришли к выводу, что самолет был сбит ракетой серии 9M38 с боевой частью 9Н314М, выпущенной из зенитного ракетного комплекса "Бук" из района площадью около 320 кв. км на востоке Украины. Точное местонахождение пусковой установки установить не удалось, и, как особо подчеркивалось в докладе, это не входило в обязанности СБН.

В тот же день российский концерн "Алмаз-Антей" представил подтвержденные натурными экспериментами выводы собственного расследования катастрофы. Специалисты подтвердили, что Boeing был обстрелян из ЗРК "Бук", однако не из указанного СБН квадрата, а из района населенного пункта Зарощенское, который в день катастрофы контролировали украинские военные. Кроме того, эксперты концерна пришли к выводу, что была использована ракета более старой модификации, чем предполагается СБН, а именно 9М38 с боевой частью 9Н314. Производство таких ракет завершилось в 1986 году, а все ракеты этого типа были сняты с вооружения в России в 2011 году.

Ракета не могла быть выпущена с позиций ополченцев

В понедельник, 26 сентября, начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил (ВКС) России Андрей Кобан заявил на брифинге, что анализ данных первичной радиолокации опровергает возможность запуска зенитной ракеты из района восточнее места катастрофы, в том числе из-под населенного пункта Снежное, который международная комиссия ранее называла возможным местом запуска по Boeing ракеты комплекса "Бук". По словам Кобана, "если бы малайзийский Boeing сбила ракета, выпущенная из любого района, находящегося восточнее точки катастрофы, то она была бы обнаружена российским первичным радиолокатором".

По его словам, информацией о воздушной обстановке в районе крушения Boeing располагает украинская сторона, "причем как от гражданских, так и от военных источников". В частности, 17 июля 2014 года российские средства радиотехнической разведки зафиксировали работу радиолокационных станций Вооруженных сил Украины (ВСУ) в районе гибели малайзийского лайнера. Кроме того Boeing выполнял полет под контролем украинских органов управления воздушным движением и не мог не сопровождаться средствами радиолокации. "Тот факт, что Украина до сих пор не опубликовала информацию с РЛС, позволяет предположить, что место пуска ракеты, если это был "Бук", находилось на территории, подконтрольной ВСУ (Вооруженным силам Украины)", - заявил Кобан.

Катастрофа Boeing

Пассажирский самолет Boeing-777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. Две трети находившихся на борту людей являлись подданными Нидерландов. Именно по этой причине страна и взяла на себя обязанности по расследованию катастрофы.