Военный бюджет стран НАТО растет недостаточными темпами, оборонная промышленность России вновь стала успешной отраслью экономики, а доля внутренних военных разработок в промышленности Китая растет и поддерживается бюджетными ассигнованиями. Такие выводы привел во вторник британский Международный институт стратегических исследований (IISS) в своем ежегодном докладе "Военный баланс — 2017" (The Military Balance 2017). Подробнее об основных пунктах доклада и оценке военного потенциала России, Китая и стран НАТО — в материале ТАСС.
Мировой оборонный потенциал
IISS выпускает ежегодные обзоры начиная с 1959 года, а обзор 2017 года рассматривает военный потенциал 171 страны. Опубликованный во вторник доклад состоит из 10 статей, семь из которых посвящены тому или иному региону мира. Традиционно первая часть обзора рассматривает самые важные изменения глобального характера. В 2016 году, согласно IISS, в мировой оборонной индустрии наблюдалась тенденция на объединение и слияние компаний, несмотря на "ухудшающуюся среду безопасности" во многих странах.
Также к общемировым тенденциям Международный институт стратегических исследований причисляет рост интереса к силам специального назначения, которые можно вовлечь в неполномасштабный вооруженный конфликт. Третьим "глобальным" выводом IISS стало осознание того, что "множество потенциальных противников может представлять угрозу для стратегических интересов Запада".
Доклад также традиционно рассматривает мировые военные бюджеты и составляет рейтинг стран по оборонным расходам.
Россия
Рассматривая военный потенциал России, IISS обратил внимание на два ключевых момента: расцвет оборонной промышленности России и превосходство ряда образцов российских вооружений над аналогами НАТО американского производства.
В докладе говорится, что военная промышленность развивается за счет роста финансирования, равно как рост зарплат военнослужащих отразился на снижении среднего возраста личного состава.
IISS также отметил, что за 2014 и 2015 годы военное производство в РФ выросло на 20%, но "кораблестроение по-прежнему отстает".
Китай
Как говорится в докладе, Китай, будучи страной с однопартийной системой, по-прежнему выстраивает свою военную доктрину и военно-гражданские отношения исходя из "сохранения внутренней стабильности и власти партии". Не обошли стороной и военный бюджет страны, составивший в прошлом году $145 млрд. IISS утверждает, что в 2016 году он был в 1,8 раза больше, чем общий военный бюджет Южной Кореи и Японии.
Отдельно в докладе уделяется внимание изменению модели развития оборонной промышленности страны: от "копирования бывших советских и российских систем" до проведения внутренних военных исследований и разработок.
Также IISS отмечает успехи Китая в укреплении собственных военно-морских сил, совершенствовании ракет класса "воздух — воздух" и росте экспорта оборонной продукции, в том числе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
США и страны НАТО
IISS рассматривает приход администрации президента США Дональда Трампа как признак того, что внешняя и военная политика администрации Барака Обамы может быть серьезно пересмотрена. В докладе также отмечается, что в США происходит переосмысление своей роли в мире, равно как и своей доли в финансировании и обеспечении международной безопасности.
Администрация Трампа недовольна тем, что абсолютное большинство стран — членов НАТО не выполняют свои обязательства по военным расходам, прописанные в Уэльской декларации 2014 года (стремление к достижению объема оборонных расходов на уровне 2% от внутреннего валового продукта).
Но IISS отмечает, что НАТО следует быть более реалистичной в вопросе оценки оборонных расходов с точки зрения двухпроцентного барьера.
В некоторых случаях расходование 1% от ВВП может быть абсолютно приемлемо, в других случаях и 3% может оказаться недостаточно
Александр Мосесов