АНКАРА, 25 февраля. /Корр. ТАСС Кирилл Жаров/. Правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) в субботу даст официальный старт агитационной кампании перед референдумом по конституционным поправкам. Церемония пройдет на столичной спортивной арене, где глава этой политической силы премьер-министр Бинали Йылдырым выступит перед 40 тысячами однопартийцев.
На мероприятие, помимо представителей ПСР из всех провинций Турции, приглашены сотрудники 400 местных и 30 иностранных общественных организаций. Также приглашения направлены более чем 130 послам других государств. Целью столь масштабной акции является презентация основных положений кампании, слоганов, аудиовизуальных и печатных материалов, графика поездок руководства по стране.
Фактически ПСР и сам президент Тайип Эрдоган уже приступили к агиткампании несколько недель назад. Нынешняя официальная церемония является больше формальной отправной точкой, но то, что она будет настолько масштабной, говорит о высокой степени важности, которую руководство страны придает одобрению поправок. Для Эрдогана и ПСР обновление конституции является главным внутриполитическим проектом последнего времени, и проигрыш на этом пути для них недопустим. При этом Йылдырым ранее не исключал, что в ходе кампании к ПСР может присоединиться и оппозиционная Партия националистического движения, поддержавшая поправки на этапе голосования в парламенте.
Апрельский референдум
Референдум пройдет 16 апреля. Поправки предполагают введение в Турции президентской формы правления вместо парламентской. С момента провозглашения в 1923 году Турецкой Республики парламент формально остается основным органом государственной власти в стране, определяющим ее жизнь, а для последователей Мустафы Кемаля Ататюрка это еще и главный и неотъемлемый символ всей политической системы. Это касается и сугубо законотворческой деятельности, и решений в оборонной сфере. Именно парламент голосует за доверие правительству и напрямую контролирует его работу, имеет право объявлять военное положение.
В соответствии с предлагаемыми изменениями, полномочия президента значительно расширяются, и он становится главой как государства, так и правительства. Пост премьер-министра будет упразднен. Президент получит право назначать вице-президента, министров, часть членов коллегии судей и прокуроров. Он сможет издавать указы, которые будут вступать в силу без одобрения парламента, хотя эти документы охватывают только часть положений конституции и не должны конфликтовать со сферой законодательных полномочий парламента.
Также глава государства сможет объявлять чрезвычайное положение, инициировать референдумы, передавать в парламент на обсуждение проект госбюджета. Он получит право сохранять свою партийную принадлежность, если посчитает это необходимым. Срок конституционных полномочий парламента и президента составит пять лет. В случае одобрения поправок на референдуме очередные выборы одновременно и президента, и депутатов пройдут 3 ноября 2019 года.
Полномочия и ответственность
Основная претензия противников поправок сводится к тому, что, по их мнению, президент получит неограниченные полномочия, а страна скатится к "единоличному правлению", поскольку в руках лидера фактически сосредоточатся все ветви власти, а сам он сможет оставаться главой правящей партии, то есть влиять на работу парламента. Между тем, как ранее указал ТАСС заместитель председателя ПСР Мехмет Мехди Экер, "заявления об авторитаризме совершенно комичны".
"Предлагаемый принцип разделения властей существует и в других демократических государствах. А в ряде стран, например, президент сохраняет партийную принадлежность", - отметил он. По словам собеседника агентства, "в действующей системе у президента много полномочий, но нет ответственности" за принимаемые им решения.
"Сейчас президента можно привлечь к ответственности перед законом только по обвинениям в предательстве родины, но даже это юридически практически невозможно реализовать. Новая система вводит положения об ответственности президента, так что единоличное руководство невозможно", - подчеркнул Экер.
В поправках указывается, что парламент получит возможность напрямую контролировать главу государства через вице-президента и письменные запросы к нему, которые могут быть направлены посредством инициирования процедуры парламентского расследования или по итогам отдельного слушания.
Прогнозы распределения голосов
Перед ПСР и Эрдоганом стоит крайне трудная задача - добиться одобрения поправок на всенародном голосовании. В противном случае провал инициативы, на которую уже потрачено много сил, ощутимо ударит по ПСР и самому президенту. Ожидается, что кабинет и правящая партия используют все имеющиеся ресурсы для убеждения народа.
Согласно предварительным опросам населения, проведенным различными центрами, явка на плебисците может превысить 80%. Соотношение между сторонниками и противниками поправок пока балансирует в районе 50%. Но, по данным большинства центров изучения общественного мнения, за нововведения могут высказаться около 55% граждан. Окончательная же расстановка сил определится, как здесь считается, именно по итогам кампании ПСР и президента.