14 марта 2017, 21:28

Угроза со стороны КНДР станет главной темой визитов Тиллерсона в Токио, Сеул и Пекин

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон. EPA/ MICHAEL REYNOLDS
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон

Также будет затронута тема развития двусторонних отношений при новой администрации Дональда Трампа

ВАШИНГТОН, 15 марта. /Корр. ТАСС Борис Макаров/. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон начинает в среду свою первую поездку по азиатским странам, в ходе которой посетит Японию, Южную Корею и Китай. Главными темами переговоров шефа американской дипломатии в Токио, Сеуле и Пекине станут подход к отношениям с КНДР и развитие двусторонних отношений при новой администрации Дональда Трампа.

Вашингтон и его союзники в Азиатско-Тихоокеанском регионе по-прежнему рассматривают ракетно-ядерную программу Северной Кореи как серьезную угрозу своей безопасности и продолжают искать различные пути защиты. В то же время недавнее решение о развертывании на территории Южной Кореи американской системы противоракетной обороны THAAD вызвало протесты Китая, считающего, что такой шаг нарушает баланс сил в АТР. Не исключено, что этот спорный вопрос будет затронут на встречах Тиллерсона в Пекине.

Первая остановка - Япония

Как сообщила на специальном брифинге исполняющая обязанности помощника госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Сюзан Торнтон, в среду Тиллерсон прибудет в Токио, где у него запланированы встречи с японским коллегой Фумио Кисидой, а также премьер-министром Синдзо Абэ. По ее словам, "будут рассмотрены возможности углубления американо-японских отношений и трехстороннего взаимодействия (Вашингтона, Токио и Сеула) в свете угрозы, которая исходит от Северной Кореи".

Торнтон подчеркнула, что этот визит будет проходить "после поездки Абэ в Вашингтон, где состоялась его встреча с президентом Дональдом Трампом". В Токио Тиллерсон выступит на пресс-конференции вместе с Кисидой.

Южная Корея - ключевой союзник

Вторым пунктом в программе госсекретаря США станет Сеул, куда он прибудет 17 марта. Запланированы его переговоры с исполняющим обязанности президента Южной Кореи Хван Гё Аном и министром иностранных дел Юн Бён Се. "Предыдущая встреча Тиллерсона с Юн Бён Се прошла в германском Бонне", - отметила Торнтон.

По ее словам, контактов с представителями политической оппозиции не ожидается. После импичмента президента Пак Кын Хе в Южной Корее сохраняется "непростая ситуация, и мы придерживаемся нашей дипломатической повестки дня", пояснила представитель Госдепартамента.

Отвечая на вопрос, продолжится ли там размещение зенитных ракетных комплексов THAAD, она заявила, что это "необходимо для Южной Кореи", поскольку КНДР "продолжает своими провокационными действиями дестабилизировать ситуацию в регионе и угрожать своим соседям".

Командование американских войск в Республике Корея 7 марта сообщило, что приступило к развертыванию противоракетной системы THAAD на территории страны. Первые две пусковые установки уже доставлены на военную базу в районе города Пхёнтхэк в 70 км от Сеула. Система вступит в строй в течение одного-двух месяцев.

Подготовка к саммиту

Поездка Тиллерсона в Пекин 18 марта будет нацелена на подготовку встречи Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином, которая, по сведениям американской печати, предварительно намечена в США на 6-7 апреля. Китайский лидер примет госсекретаря, который также встретится с министром иностранных дел КНР Ван И, премьером Госсовета Ли Кэцяном и членом Госсовета Ян Цзечи.

"Эта поездка станет своего рода прологом к дальнейшему взаимодействию на более высоком уровне", - сказала Торнтон, напомнив, что ранее Дональд Трамп и Си Цзиньпин условились в разговоре по телефону провести встречу в ближайшее время. Когда она состоится, представитель Госдепартамента не уточнила.

В тот же день пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер подтвердил на регулярном брифинге, что подготовка американо-китайского саммита продолжается, но его дату называть пока рано.

Говоря о темах переговоров в Пекине, Торнтон согласилась, что сложности могут вызвать размещение комплексов ПРО в Южной Корее и так называемые вторичные санкции США против иностранных, в том числе китайских компаний и организаций, имеющих контакты с КНДР. "Эта дискуссия будет продолжена, и она не должна стать препятствием на пути наших переговоров по совместному противодействию угрозе со стороны Северной Кореи", - заявила американский дипломат, добавив, что, по мнению Вашингтона, система THAAD "не представляет никакой угрозы для безопасности Китая".

Коснувшись санкций против иностранных компаний, имеющих дело с КНДР, Торнтон напомнила, что этот вопрос уже обсуждался с Китаем. "Уверена, что мы обсудим с ними данную тему и в этот раз, равно как и с другими нашими партнерами в Сеуле и Токио", - сказала она. "Мы рассматриваем все имеющиеся инструменты воздействия на КНДР и изучим, какая их комбинация будет наиболее эффективной для того, чтобы добиться прогресса", - отметила представитель внешнеполитического ведомства США.

Ранее Министерство коммерции КНР заявило, что Соединенным Штатам следует отказаться от односторонних ограничительных мер и содействовать устойчивому развитию международной торговли. Пекин выступает против того, чтобы США следовали "своим собственным юридическим нормам, применяя санкции в отношении китайских предприятий".

Пресса недовольна

Организация азиатского турне Тиллерсона вызвала громкие протесты ведущих американских газет и телекомпаний. Если в ходе двух предыдущих зарубежных визитов его все же сопровождала - пусть и немногочисленная - группа журналистов, аккредитованных при Госдепартаменте, то на этот раз их на борт министерского самолета вообще не берут.

"Эта ситуация не только не дает возможности осветить встречи с представителями МИД Китая, Южной Кореи и Японии, но и не позволяет гражданам США быть в курсе взглядов и действий первых лиц государства", - заявили в совместном письме, направленном в Госдепартамент, агентство Associated Press, газеты The New York Times и Washington Post, телекомпания CNN и Национальное общественное радио.

Washington Post считает, что Тиллерсон "боится СМИ" и всячески избегает контактов с журналистами. При нем взаимодействие Госдепартамента с прессой было существенно ограничено. Хотя администрация Трампа приступила к исполнению своих обязанностей почти два месяца назад, внешнеполитическое ведомство США начало проводить регулярные брифинги лишь на этой неделе, а его руководитель всего пару раз выступал перед журналистами, отказываясь при этом отвечать на их вопросы.