Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Острова преткновения: смогут ли АСЕАН и Китай договориться по Южно-Китайскому морю

29 марта 2017, 10:00 дата обновления: 29 марта 2017, 11:00 UTC+3

ТАСС объясняет, кто и на что претендует в одном из основных регионов нестабильности Тихоокеанской Азии

Поделиться
Материал из 1 страницы
Китайский бомбардировщик H-6K во время патрулирования над Южно-Китайским морем

Китайский бомбардировщик H-6K во время патрулирования над Южно-Китайским морем

© Gao Fei/Xinhua via AP

В среду, 29 марта, в камбоджийском городе Сиемреап состоится 20-я встреча совместной рабочей группы АСЕАН — Китай по вопросам выполнения Декларации о правилах поведения сторон в Южно-Китайском море. Одним из главных вопросов повестки станет выработка Кодекса поведения, который определил бы окончательные параметры урегулирования территориальных претензий в регионе. Однако выработать такой вариант, который устроил бы всех участников спора, будет крайне непросто.

Спорная история

Китай и несколько государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) на протяжении десятилетий ведут спор по поводу территориальной принадлежности целого ряда островов в Южно-Китайском море. Помимо КНР, свои претензии на эти территории в той или иной степени высказывают Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия. Так, принадлежность Парасельских островов оспаривают Китай и Вьетнам; архипелага Спратли (кит. — Наньша, вьетнам. — Чыонгса) — Вьетнам, Китай, Малайзия, Филиппины и Бруней; рифа Скарборо — Филиппины и Китай.

Острова Спратли (кит. — Наньша) простираются цепочкой в южной части моря между Филиппинами, Вьетнамом, Китаем и островом Борнео. Их протяженность около 595 км. Острова начинаются в 402 км к югу от Вьетнама и заканчиваются в 169 км к северу от Борнео. Зона архипелага точно не определена. Наиболее крупных атоллов и коралловых рифов в составе Спратли (кит. — Наньша) насчитывается более сотни, всего, по некоторым данным, в составе архипелага около 200 островов и рифов.

Парасельские острова (кит. — Сиша, вьетнам. — Хоангса) и Чжунша находятся в 230 км к югу от китайского острова Хайнань и более чем в 200 км к востоку от побережья Вьетнама. Архипелаг состоит из 15 островов, а также рифов и отмелей, расположенных на территории 46 тыс. кв. км в радиусе примерно 100 км. Его протяженность с запада на восток — 180 км, а с севера на юг — 170 км, общая площадь островов — около 7,8 кв. км.

Риф Скарборо (кит. Хуанъянь) — небольшие участки суши, поднимающиеся над водой и образующие лагуну в форме треугольника периметром 46 км. Площадь рифов вместе с лагуной — 150 кв. км. Ближайшая суша — Филиппины, находящиеся в 220 км к востоку от Скарборо.

Линиями обозначены территориальные претензии, точки — острова, находящиеся под контролем той или иной стороны. Красный цвет — Китай, синий — Филиппины, фиолетовый — Малайзия, зеленый — Вьетнам, черный — Бруней, желтый — Тайвань.

Согласно китайским источникам, острова были обнаружены китайцами примерно 2 тыс. лет назад. Однако до начала XX в. каких-либо территориальных споров в Южно-Китайском море не возникало. В 1900-е годы в акватории моря стали нести патрульную службу корабли французских колониальных властей Индокитайского полуострова. Затем, в 1939 году, отдельные острова были оккупированы Японией, которая использовала их в военных целях. В 1947-м, спустя два года после капитуляции Японии, власти Китая обнародовали карту, на которой государственная граница в Южно-Китайском море была обозначена в виде так называемой девятипунктирной линии (nine-dash line, в прибрежных странах Юго-Восточной Азии ее называют "коровьим языком"). Зона, охваченная этой линией, включает до 90% этого региона, в том числе острова Спратли (кит. — Наньша) и риф Скарборо. Эту карту руководство КНР до сих пор использует как главный аргумент в споре, заявляя о своих "исторических правах" на территорию.

Борьба за острова неоднократно приводила к вооруженным конфликтам. В частности, в феврале 1974 года ВМС Китая захватили архипелаг Спратли (кит. — Наньша) и с тех пор контролируют его. Примерно в то же время выяснилось, что в непосредственной близости от островов залегают значительные запасы углеводородов. По мнению специалистов США, они составляют 11 млрд баррелей нефти и 5,9 трлн кубометров газа. По оценке китайских ученых, в недрах Южно-Китайского моря залегают 230 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубометров газа.

Наконец, необходимо отметить, что акватория Южно-Китайского моря имеет важное стратегическое значение: через эти морские пути, а также через Малаккский пролив проходит примерно 40% трафика мировой торговли и транспортируется до 80% объемов китайского импорта нефти и газа. Контроль над островами необходим Китаю для того, чтобы исключить возможность блокады пролива со стороны США — главного политического соперника Пекина на морских рубежах Тихоокеанской Азии. Южно-Китайское море важно для китайского руководства и с той точки зрения, что оно призвано стать базой для подводных ядерных сил страны. Сейчас КНР активно наращивает свой подводный флот, который по численности скоро сравняется с американским.

Гаагский трибунал

Текущий конфликт в большей степени связан с архипелагом Спратли (кит. — Наньша), который частично занимают Китай, Филиппины, Вьетнам, Тайвань и Малайзия. В начале 2013 года Филиппины подали на Китай иск из 15 пунктов: в частности Филиппины заявили, что действия КНР и ее посягательство на 90% территории моря нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Пекин же с мая 2012 года ввел запрет на рыболовство в ряде районов акватории спорных островов, а с конца 2013 года начал проводить масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов, а также расширению и освоению этих территорий. 1 июня 2016 года Пекин заявил, что создаст свою опознавательную зону противовоздушной обороны над Южно-Китайским морем, которая будет распространяться и на все спорные острова, контролируемые КНР. Спустя месяц Народно-освободительная армия Китая провела военные учения в акватории моря с привлечением надводных кораблей, субмарин, военных самолетов и сил береговой охраны.

Международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, 12 июля 2016 года постановил, что Китай не имеет "исторического права" на спорные острова. Судьи трибунала также признали, что КНР не имеет права вести рыболовство, разрабатывать природные ресурсы и вести другую хозяйственную деятельность на этой территории. А строительные работы, организованные Китаем, нанесли непоправимый ущерб коралловым рифам в регионе.

Однако руководство Китая отвергло возможность решения спора в международном арбитраже. "Официальная позиция Пекина заключается в том, что ценность этого решения никакой законной силы не имеет и обязывающим не является. Китай не принимает и не признает это решение", — говорилось в заявлении китайского МИДа. Глава внешнеполитического ведомства Ван И отозвался о решении международного арбитража еще жестче, назвав его "сфабрикованным под личиной закона политическим фарсом". 

Позицию Китая относительно решения Гааги поддержал и президент России Владимир Путин. "Я скажу почему: это не политическая позиция, а чисто юридическая, заключается она в том, что любые третейские разбирательства должны быть инициированы спорящими сторонами, а арбитражный суд должен выслушивать аргументы и позиции спорящих сторон, — отметил российский лидер. — Как известно, Китай в арбитраж гаагский не обращался и его позицию там никто не слушал. Как же можно признавать справедливыми эти решения?"

Кодекс мы должны чтить

Регулировать политику стран, претендующих на спорные территории, должна была подписанная в 2002 году между Китаем и АСЕАН Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море. В этом же документе была прописана необходимость создания Кодекса поведения, который определил бы окончательные параметры урегулирования территориальных споров в регионе. Именно вопрос выработки кодекса обсуждался на предыдущей, 19-й встрече Китая и АСЕАН, и он же будет в центре внимания на очередной встрече.

Официальный Пекин считает, что благодаря совместной работе окончательный документ может быть представлен в считаные месяцы: "Стабильность в Южно-Китайском море постоянно улучшается благодаря совместным усилиям Китая и стран АСЕАН. Китай готов работать вместе с членами АСЕАН для продвижения переговоров о Кодексе поведения в Южно-Китайском море и будет пытаться подготовить проект к середине 2017 года".

Вместе с тем существует ряд вопросов, которые Китаю и АСЕАН будет крайне сложно урегулировать, в частности проблема принадлежности Парасельских островов. МИД КНР считает их суверенной территорией Китая, не попадающей под условия Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море. Такая позиция может не устроить, например, Вьетнам, который также претендует на эти острова. 

Как отмечают эксперты, главный вызов для АСЕАН заключается в том, чтобы предложить такой вариант кодекса, который устроил бы Вашингтон, Пекин, а также других участников территориального спора. Если же такие меры выработаны не будут, то идея найти правовое решение накопившихся противоречий в регионе может быть дискредитирована на много лет вперед. Как следствие, ситуация в Южно-Китайском море будет долгое время оставаться одним из основных источников нестабильности Тихоокеанской Азии.

Артур Громов

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости