Новая эра, новые люди и новый устав на XIX съезде КПК

EPA-EFE/ ROMAN PILIPEY

Съезд заслушал отчетный доклад прежнего состава ЦК, с которым выступил его генеральный секретарь Си Цзиньпин, утвердил поправки к уставу, избрал новый состав ЦК и ЦКПД

Прошедший в среду первый пленум обновленного Центрального комитета (ЦК) КПК увенчал XIX съезд правящей в Китайской Народной Республике партии, насчитывающей почти 90 млн членов.

Это самая большая политическая партия в мире, находящаяся у руля в стране с самым большим населением, превышающим 1,3 млрд человек. Свыше 2,3 тыс. делегатов и "специально приглашенных лиц" представляли партийные организации провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, центральных партийных учреждений, армии и Народной вооруженной полиции (аналог внутренних войск).

Съезд заслушал отчетный доклад прежнего состава ЦК, с которым выступил его генеральный секретарь Си Цзиньпин, утвердил поправки к уставу, избрал новый состав ЦК и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины (ЦКПД).

Новшества в церемониях

На открытии съезда журналисты обратили внимание на новшество - красную ковровую дорожку, по которой проходили в партер делегаты. Некоторые из них останавливались и хорошо поставленными голосами рассказывали избранным представителям прессы о делах в своих городах, поселках и деревнях, об успехах на производстве, боевой учебе в частях и подразделениях Народно-освободительной армии Китая (НОАК), об обстановке на культурном фронте. Журналисты усмотрели в этом элементы "политического шоу".

Наконец, все заняли свои места, и после исполнения гимна КНР было объявлено об открытии съезда. В первом ряду президиума вместе с действующими руководителями находились ветераны - бывшие генеральные секретари Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао, главы правительства Ли Пэн, Чжу Жунцзи и Вэнь Цзябао. Старейшему из присутствовавших бывших членов Постоянного комитета Политбюро (ПК ПБ) ЦК КПК - Сун Пину - уже исполнилось 100 лет. Такая рассадка явно должна была обозначить преемственность и политическое единство руководящих поколений. Нынешнее поколение - пятое - заступило к партийно-государственному кормилу в 2012 году и теперь, можно сказать, перешло символический экватор своего десятилетия во власти. Впрочем, преодолеть эту условную точку удалось не всем: в ПК ПБ, например, осталось лишь двое из семи заступивших на вахту на прошлом съезде. Немалые подвижки произошли и на местах, о чем говорили новые имена в списках делегаций от регионов.

Однако с почетом уйти на покой по достижении возраста "за 67" - далеко не самый худший вариант. Единственным отсутствующим из живущих ныне бывших членов ПК ПБ оказался экс-министр общественной безопасности и куратор спецслужб Чжоу Юнкан, отбывающий пожизненное заключение за коррупцию и "разглашение государственной тайны".

Доклад Си Цзиньпина продолжался три с половиной часа. Выступление главы партии и государства отличалось сбалансированностью, оно охватило все направления партийной работы - экономику, социальную сферу, оборону, внешнюю политику и внутрипартийную жизнь. Особое внимание генсек уделил продолжению борьбы с коррупцией.

Изменения в партийной теории

Си Цзиньпин заявил о вступлении "социализма с китайской спецификой" в новую эру. "Партия должна объединить все национальности китайского народа, повести их к завершению построения общества средней зажиточности и одержать великую победу при вступлении в новую эру социализма с китайской спецификой", - указал он. Основным противоречием китайского общества на новом этапе, отметил генсек, стало "противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития". Если вдуматься, то тем самым окончательно снимается вопрос о классовой борьбе в современном Китае, а на передний план выдвигаются задачи удовлетворения "изо дня в день растущих" потребностей народа, то есть задачи экономические. Фактически, речь идет и о неравенстве в распределении материальных благ, что чревато недовольством тех, кто считает себя обделенными. Крайне бедных в Китае, даже по официальным оценкам, насчитывается около 40 млн человек.

"Перспективы блестящие, но и вызовы весьма суровые", - констатировал докладчик, обрисовывая внутреннюю и внешнюю обстановку.

Новые моменты в теории и практике КПК, прозвучавшие в отчетном докладе ЦК, нашли свое выражение в изменениях в уставе партии. Положение об идеях Си Цзиньпина о новой эре социализма с китайской спецификой вписано в перечень идеологических основ деятельности партии. Нашлось место и для инициативы "Один пояс, один путь" (современная версия Великого Шелкового пути), инициатором которой является председатель КНР. Среди других дополнений в документ были приняты положения об "абсолютном руководстве" со стороны партии над вооруженными силами страны.

Поправки в основополагающий документ, как отмечалось в ходе съезда партии, призваны укрепить авторитет центра, узаконить "строгое управление" КПК.

Пленум ЦК как апофеоз

Более двухсот участников пленума избрали Политбюро (ПБ) из 25 человек и его Постоянный комитет, после чего руководящий синклит из семи человек встретился с китайскими и иностранными корреспондентами. Интрига, несмотря на некоторые утечки, сохранялась до последнего момента. Наблюдатели заключали пари - кто же появится на помосте под красным партийным стягом? И сколько их будет? После томительного ожидания, длившегося более двух часов, генеральный секретарь ЦК КПК и еще шесть его коллег по новому Постоянному комитету Политбюро (ПК ПБ) друг за другом вышли на красную ковровую дорожку.

Семь мужчин в строгих темных костюмах выстроились перед журналистами на фоне огромного панно с Великой китайской стеной. Они выглядели немного усталыми, что вполне понятно после недельного партийного марафона, однако при этом излучали поистине конфуцианское спокойствие и уверенность в своих силах.

Сразу бросилось в глаза, что сам Си Цзиньпин встал в центре, так что рядом с ним оказались премьер Ли Кэцян и глава Канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу, которому в марте следующего года прочат пост председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей - законодательного органа. В китайском "табеле о рангах" это - второй человек. Наблюдатели полагают, что в ходе первой "пятилетки" Си Цзиньпин через ключевые профильные рабочие группы ЦК КПК взял в свои руки важнейшие направления финансово-экономической политики, придав тем самым более "технический" характер деятельности премьера и его кабинета.

Си Цзиньпин прошел к трибуне и выступил с небольшой речью: он обрисовал в общих чертах перспективы страны на обозримый период и представил своих товарищей.

Кто на новенького?

Как и ожидалось, 1-й пленум ЦК КПК переизбрал Си Цзиньпина генеральным секретарем ЦК и председателем его Военного совета. В целом кадровая конфигурация в высших партийных органах - Политбюро и его Постоянном комитете - заметно обновилась.

В ПК ПБ произошла замена пяти из семи членов. Наряду с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Кэцяном в их число вошли глава парткома Шанхая Хань Чжэн, глава Канцелярии ЦК (аналог администрации главы государства) Ли Чжаньшу, вице-премьер Госсовета Ван Ян и ведущий теоретик и идеолог партии, глава центра политических исследований ЦК Ван Хунин.

Глава Организационного отдела ЦК Чжао Лэцзи переходит на пост секретаря Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины - своего рода партийной спецслужбы. Он меняет на этой должности прежнего "главного Цербера" в борьбе с коррупцией - Ван Цишаня, который ушел по возрасту на пенсию.

Важные назначения в этой верховной семерке будут произведены в марте будущего года, в ходе "двух сессий" - Всекитайского собрания народных представителей и Народного политического консультативного совета Китая.

Вопрос преемника, который в перспективе должен возглавить следующее, "шестое поколение" руководителей Китая, остался непроясненным.

Роман Баландин, Андрей Кириллов