В Госдепе отрицают, что США посредством санкций вытесняют РФ с рынка вооружений

Представитель ведомства также добавил, что Вашингтон и НАТО давно хотят отказаться от "старой советской и российской военной техники"

ВАШИНГТОН, 27 октября. /ТАСС/. США не намерены использовать санкции в целях конкуренции с Россией на рынках вооружений, хотя в целом Вашингтон и НАТО давно хотят отказаться от "старой советской и российской военной техники". С таким утверждением выступил в пятницу на спецбрифинге представитель Госдепартамента высокого ранга.

Само мероприятие было посвящено применению закона об ужесточении давления в отношении России, Ирана и КНДР, который в том числе предусматривает введение рестрикций против лиц, сотрудничающих с российским военно-промышленным комплексом. "Мы, конечно же, не рассматриваем этот конкретный закон о санкциях как своего рода средство для ведения конкуренции. У Конгресса и, разумеется, администрации нет никакого намерения применять его таким образом", - сказал дипломат.

В то же время, продолжил он, в США и НАТО давно преследуют цель все меньше полагаться на "старую советскую и российскую военную технику". "Это является давней политикой не только Соединенных Штатов, но также других союзников по НАТО и многих стран, которые работают в данном направлении", - резюмировал представитель Госдепартамента.

Напоминание о санкциях

В ведомстве также напомнили о санкциях для тех, кто сотрудничает с оборонщиками из РФ.

Внешнеполитическое ведомство распространило справку с двумя статьями - 231 и 235 - из "Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций". Он был принят Конгрессом и подписан президентом Дональдом Трампом 2 августа.

Этот документ предусматривает ужесточение односторонних американских санкций в отношении России, Ирана и КНДР, в том числе предостерегает американские и иностранные компании от заключения каких-либо соглашений о сотрудничестве или контрактов с российскими предприятиями и ведомствами из "оборонного и разведывательного секторов".

В статье 231, в частности, говорится, что "через 180 дней после вступления закона в силу (то есть с 29 января 2018 года - прим. ТАСС) президент должен ввести пять или более санкций, перечисленных в статье 235, в отношении [юридических и физических] лиц, которые, как установит президент, сознательно участвуют с момента вступления в силу данного закона в значительных финансовых операциях с лицами, входящими в оборонный или разведывательный сектор правительства РФ или действующими от их имени, в том числе с Главным управлением Генерального штаба ВС РФ или ФСБ".

В этой же статье оговаривается, что президент "может вывести какое-либо лицо из-под действия санкций", если представит в письменном виде "соответствующим комитетам Конгресса" заверения в том, что это отвечает "интересам национальной безопасности США", а также в том, что "правительство РФ предпринимает существенные усилия с целью сократить количество и интенсивность кибервмешательств, осуществляемых правительством".

Кроме того, подчеркивается, что "не позднее чем через 60 дней (то есть 1 октября - прим. ТАСС) после вступления в силу данного закона президент должен обнародовать предписание с перечислением конкретных [юридических] лиц, входящих в оборонный и разведывательный сектора правительства РФ или действующих от их имени".

Администрация Трампа затянула выполнение этого пункта закона, но тем не менее в четверг Госдепартамент все же представил такой перечень Конгрессу, а в пятницу - общественности.

Чем грозят?

В статье 235 перечислено 12 санкций, которые могут быть введены против тех, кто решится ослушаться указаний из Вашингтона. Они, в частности, не смогут рассчитывать на поддержку Экспортно-импортного банка США, рискуют лишиться лицензий на экспорт "какой-либо продукции или технологий".

Президент "может запретить финансовым институтам США предоставлять тем, на кого будут распространены санкции, кредиты в размере более $10 млн в течение 12-месячного периода". Он может дать указание представителям Соединенных Штатов при "международных финансовых институтах проголосовать против предоставления кредита" тем, кто нарушит данный американский закон.

"Правительство США может отказаться от заключения сделки по приобретению продукции или услуг" у фирм, подпавших под санкции, говорится в статье.

Кроме того, "президент может запретить таким [юридическим] лицам "приобретать, использовать, передавать, импортировать или экспортировать какую-либо собственность, которая является объектом юрисдикции США", или "реализовывать какие-либо права, связанные с этой собственностью".

Законом предусматривается, что "президент может дать указание госсекретарю отказать в предоставлении въездной визы в США руководителю или сотруднику иностранной компании, оказавшейся под санкциями, или дать указание министру внутренних дел выдворить" из страны такое лицо.