КИЕВ, 20 ноября. /ТАСС/. Сторона обвинения в деле против бывших сотрудников спецподразделения "Беркут" не представила ни одного доказательства их вины в расстрелах на "майдане", ни одна экспертиза не подтверждает использование оружия силовиками по демонстрантам.
Об этом в интервью корреспонденту ТАСС рассказал адвокат по делу против пяти бывших беркутовцев Александр Горошинский.
"В деле нет абсолютно ни одного доказательства. В рамках досудебного следствия в нашем деле было проведено более 50 судебно-баллистических экспертиз, из них 48 говорят о том, что оружие сотрудников "Беркут" не использовалось на "майдане", - сказал он.
Еще две экспертизы, по словам адвоката, были сделаны за два месяца до того, как дело "Беркута" было направлено в суд, но и в них нет четких данных о применении оружия силовиками по демонстрантам, однако в них есть масса противоречивых данных и выводов экспертов. Из-за этого суд назначил повторную судебно-баллистическую экспертизу, исследования по которой продолжается и по сей день.
"Резюмируя, могу сказать, что никаких судебно-баллистических данных, которые бы указывали на причастность наших подзащитных в расстрелах, нет. Все остальное, на что ссылается сторона обвинения, - это чистой воды их личные суждения, которые не подкреплены должными доказательствами", - заключил Горошинский.
В чем обвиняют "Бекрут"?
Бывшим сотрудникам "Беркута" инкриминируют "выполнение заведомо преступного приказа о применении оружия по демонстрантам, превышение служебных полномочий, применение оружия по демонстрантам, а также убийства и совершение террористического акта". Защита бывших бойцов считает эти обвинения необоснованными.
"Получается, что сторона обвинения считает, что сотрудники милиции, которые выполняли свою функцию по охране общественного порядка, были террористами, - отметил адвокат. - При этом органы следствия не располагают доказательствами, что конкретный сотрудник "Беркута" нанес телесные повреждение митингующему, поэтому они инкриминируют террористический акт, не индивидуализируя действия ни одного из сотрудников "Беркута".
Горошинский добавил, что правоохранители не расследуют факты убийств и ранений более тысячи бойцов "Беркут" в ходе событий на "майдане". "По данным МВД, в период с 21 ноября 2013 года по 20 февраля 2014 года пострадали более 1 тыс. силовиков, из них 19 были убиты. С 18 по 20 февраля пострадали порядка 539 человек, но эта цифра еще уточняется, а конкретно 20 февраля были убиты четыре сотрудника милиции и 39 получили огнестрельные ранения", - сказал он.
Кроме того, по словам адвоката, есть также сведения о захвате в плен и пытках в отношении беркутовцев со стороны демонстрантов. Так, одному из беркутовцев топором нанесли телесные увечья, у него была серьезная травма плеча, однако именно этого человека задержали по обвинению в нанесении ранений демонстрантам, при этом факт нанесения ему повреждений никак не расследуется", - рассказал он.
Закон о "неприкосновенности" сторонников "майдана"
Спустя четыре года после майдане не заведено ни одного уголовного дела, нет ни одного подозреваемого по факту убийств бывших сотрудников "Беркута". Как пояснил их адвокат, это связано в том числе и с принятием Верховной радой на следующий день после событий "майдана" закона о недопущении уголовного преследования участников акций протеста.
"Статья 9 этого закона прямо запрещает собирать доказательства, предъявлять обвинения, расследовать, а собранные доказательства подлежат уничтожению в отношении причинения телесных повреждений сотрудникам милиции, их убийству, - отметил Горошинский, - В связи с этим на сегодняшний день не заведено ни одного уголовного дела, которое расследовало бы нанесение телесных повреждений, убийства сотрудников правоохранительных органов во время "майдана".
Есть дело для отвода глаз
Адвокат рассказал, что в управлении спецрасследований ГПУ находится только одно уголовное дело - так называемое "55 производство", которое заведено не по факту убийства сотрудников правоохранительных органов, а по факту убийства гражданских лиц. В рамках дела сотрудников "Беркута" в рамках этого дела рассматривают как гражданских лиц. В действительности, подчеркнул Горошинский, дело должно квалифицироваться по ст. 348 Уголовного кодекса Украины "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа", по которой санкция значительно больше, нежели по ст. 115 "Умышленное убийство", ведь присутствует спецсубъект, у которого есть специальные полномочия, его нельзя приравнивать к гражданскому лицу.
При этом даже в рамках этого дела расследование не ведется, подозреваемых нет. "К примеру, я как представитель погибшего на "майдане" беркутовца Николая Симисюка располагаю фото и видеосъемками, на которых видно, что конкретное гражданское лицо стреляет из охотничьего ружья, а также есть все основания полагать, что от рук именно этого лица погиб Симисюк, - рассказал адвокат. - Эти доказательства мы представили следствию, заявляли ходатайства, но подозрений за убийство силовиков как не было, так и нет".
Дело беркутовцев
Украинское правительство 21 ноября 2013 года объявило о приостановке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В ответ оппозиция в Верховной раде прежнего созыва заблокировала работу парламента, а на площади Независимости начался долгосрочный митинг, переросший в трехмесячное противостояние. В ходе этих событий агрессивно настроенные националисты создали вооруженные "отряды самообороны", вступившие в открытую конфронтацию с силами правопорядка.
Кульминационной точкой конфликта стала стрельба до сих пор не установленных снайперов на Институтской улице 20 февраля 2014 года. От их пуль, по официальным данным, погибли 53 человека. Всего жертвами противостояния в Киеве 18 - 20 февраля стали более 80 человек, а сотни получили ранения. Среди погибших от огнестрельных ранений были и протестующие, и бойцы спецподразделения "Беркут".
Однако Генеральная прокуратура Украины возложила всю ответственность за столкновения и расстрел митингующих именно на бойцов спецподразделения. По обвинению в расстрелах протестующих были задержаны пять беркутовцев, остальные были объявлены в розыск.
Весной 2015 года дело "Беркута" было передано в Святошинский районный суд. Уже четыре года экс-сотрудники спецподразделения находятся под стражей, при том, что сторона обвинения не представила ни одного доказательства применения силовиками оружия по демонстрантам. Более того, бойцы "Беркута" также были среди пострадавших во время столкновений на "майдане", но эти факты не расследуются прокуратурой.