20 февраля 2018, 11:28
Кризис на Украине

NYT: коррупция на Украине подрывает оборонный сектор страны

В качестве примера газета привела сделку по приобретению для нужд армии 100 новых санитарных автомобилей китайского производства, "многие из которых давно вышли из строя"

ТАСС, 20 февраля. Повсеместное распространение коррупции на Украине захватило и оборонный сектор страны "и теперь подрывает" украинские Вооруженные силы. Об этом говорится в статье газеты The New York Times.

В качестве примера издание приводит сделку по приобретению для нужд армии 100 новых санитарных автомобилей китайского производства, о чем, как отмечает газета, "министерство обороны Украины с гордость объявило в прошлом месяце".

"О чем, однако, умолчало [министерство], так это о том, что многие из этих автомобилей уже вышли из строя, равно как и о том, что эти автомобили были проданы военным по контракту, заключенному на неконкурентной основе автомобильной компанией, принадлежащей высокопоставленному чиновнику, отвечающему за приобретение военного оборудования для Вооруженных сил, - говорится в публикации, размещенной на сайте газеты. - Не было ничего сказано и о том, что этот чиновник, Олег Гладковский, является старым другом и бизнес-партнером президента Украины Петра Порошенко".

Украина, пишет издание, увеличила с 2013 года свои оборонные расходы с 2,5% от ВВП республики до более 5% в 2017 году, что позволило довести объем ее закупок на военные нужды до $700 млн. "Но прокачка таких огромных денег через руки украинских госчиновников и бизнесменов, часто являющихся одними и теми же людьми, <...> отбросила усилия по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями служебным положением, которые многие считают самыми опасными врагами Украины", - указала газета.

Повсеместный конфликт интересов

Хотя Гладковский, как отмечает издание, признал, что открытого тендера по контракту на закупку санитарных автомобилей не проводилось, нет свидетельств того, что он содействовал получению таких контрактов именно его компанией. Но налицо "явный конфликт интересов", что стало обычной практикой для страны, "где бизнес и политическая власть объединились в запутанный клубок", наличие которого "открывает возможности для заключения непрозрачных, прибыльных сделок", указала "Нью-Йорк таймс".

"Демонстрацией этого сплетения бизнеса и политики и щедрых плодов, которые оно может приносить, являются три роскошные виллы на южном побережье Испании, - говорится далее в статье. - Они принадлежат президенту Порошенко, Гладковскому и Игорю Кононенко, еще одному бизнес-партнеру президента, который возглавляет фракцию Порошенко в парламенте". Никто из этих троих, сообщает издание, не упомянул о наличии испанской собственности в своих декларациях о доходах за 2016 год.

Этот конфликт интересов получил настолько широкое распространение на Украине, "что это более даже не шокирует", прокомментировал газете ситуацию в республике бывший руководитель украинского Минэкономразвития литовец Айварас Абромавичус. "Они [конфликты] распространены [там] повсеместно. Это печально, гнетет и приводит в уныние", - заявил он.

Руководитель Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник считает, что "Украина десятилетиями жила в состоянии тотальной коррупции". "Эти схемы сейчас восстановлены и опять действуют. Некоторые люди просто не хотят от них избавляться", - приводит его мнение газета. По словам Сытника, НАБУ собрало свидетельства против 107 неприкасаемых чиновников, но судебное обвинение было предъявлено лишь одному из них.

Конфликт на востоке

Столь же безнадежными, как отмечает издание, представляются и перспективы урегулирования вооруженного конфликта на востоке Украины. "Порошенко, который, как ожидается, будет переизбираться в будущем году, позиционировал себя в качестве лидера, который перестроит полуразвалившиеся ВС Украины и сможет противостоять России президента Владимира Путина, - говорится в статье. - К ужасу украинского лидера конфликт с пророссийскими сепаратистами [на востоке Украины] постепенно трансформируется в общественном сознании из героического сражения в еще одну воронку для получения наживы и взяточничества".

Контракт оказался провальным, но продлен

Что же касается упомянутых санитарных автомобилей, то, по данным украинского Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны, которые приводит газета, каждый из них обошелся Министерству обороны на 32 тысячи долларов дороже, чем если бы он был импортирован непосредственно из Китая. К тому же, как выяснилось, по своей грузоподъемности и ходовым качествам автомобили оказались совершенно непригодными для использования в военных целях, так как рассчитаны на городские условия.

Издание ссылается на Валентину Вараву, волонтера по оказанию помощи украинским военным, по сведениям которой 19 из 50 пока поступивших автомобилей уже вышли из строя. "Министерство обороны, по ее словам, недавно приняло решение о приобретении еще 100 санитарных машин у автомобильной компании Гладковского", - резюмировала газета.