6 мая 2018, 23:34

Джонсон уверен, что отказ от сделки с Ираном по атому будет ошибкой

Глава МИД Великобритании Борис Джонсон. AP Photo/ Virginia Mayo
Глава МИД Великобритании Борис Джонсон

Глава британского МИД назвал СВПД лучшей возможностью гарантировать, что Тегеран никогда не получит ядерное оружие

НЬЮ-ЙОРК, 7 мая. /ТАСС/. Глава МИД Соединенного Королевства Борис Джонсон полагает, что заключенная в 2015 году сделка с Ираном по атому является лучшей возможностью не допустить появления у Тегерана ядерного оружия, а обеспокоенности Вашингтона можно устранить. Об этом говорится в статье министра, опубликованной в воскресенье в газете The New York Times в преддверии его начинающегося визита в США.

Говоря о Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), Джонсон отметил: "Из всех имеющихся у нас возможностей гарантировать, что Иран никогда не получит ядерное оружие, этот договор имеет меньше всего недостатков". "Разумеется, у него есть свои слабые стороны, но, я уверен, их можно исправить. В действительности, в настоящее время над тем, чтобы так и произошло, Великобритания работает с администрацией [президента США Дональда] Трампа и нашими французскими и германскими союзниками", - подчеркнул глава британского МИД.

Тегеран выиграет от отмены СВПД

Джонсон, говоря об ограничениях, которые были наложены на Тегеран, подчеркнул: "Сейчас, когда оковы на месте, я не вижу возможных выгод в том, чтобы отбросить их. Лишь Иран выиграет от отказа от ограничений на его ядерную программу". "Гораздо лучше - наиболее тщательным образом следить за соблюдением сделки, и МАГАТЭ пока заверяет, что Иран выполняет ее условия, и в то же время сообща противодействовать агрессивным шагам Тегерана в регионе", - добавил министр.

Глава МИД королевства отметил, что согласен с утверждениями Трампа относительно того, что действия Ирана дестабилизируют ситуацию на Ближнем Востоке. "Великобритания разделяет его опасения относительно поддержки Ираном террористических группировок, его действий в киберпространстве, а также программы по разработке ракет большой дальности", - говорится в статье. Как добавил министр, Лондон "также, разумеется, согласен, что Иран никогда не должен получить ядерное оружие.

Единый подход к Ирану

Джонсон заявил, что Вашингтон, Лондон, Париж и Берлин пытаются "выработать единый подход к Ирану". При этом, по его словам, внимание было сосредоточено на "противодействии вмешательству Тегерана в дела региона, уменьшении ракетной угрозы с его стороны и гарантиях того, что он никогда не сможет произвести ядерное оружие".

"Мы все сыграли свою роль в том, что касается содействия администрации Трампа в наращивании давления на Северную Корею, эта стратегия, похоже, сейчас приносит плоды, - отметил министр. - Мы разделяем такие же опасения по поводу Ирана. Полагаю, что мы очень близки к такому положению вещей, при котором решились бы вызывающие обеспокоенность президента Трампа проблемы и было бы укреплено трансатлантическое единство".

"На данном этапе, имеющем решающее значение, будет ошибкой отказываться от сделки по атому и снимать ограничения, наложенные на Иран, - заключил Джонсон. - Уверен в одном, любая альтернатива является худшим вариантом. Разумнее было бы укрепить оковы, а не ломать их".

О сделке

СВПД - договоренности, достигнутые с Ираном пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, КНР, США, Франция) и Германией в июле 2015 года и вступившие в стадию реализации в январе 2016 года. В ответ на отмену санкций, введенных ранее СБ ООН, США и Евросоюзом, Иран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив ее под международный контроль.

Трамп не раз уже утверждал, что СВПД не предотвратил возможность создания Ираном ядерного оружия, а лишь отсрочил тот день, когда Тегеран получит его в свое распоряжение. 12 января 2018 года президент предупредил, что Вашингтон прекратит участие в СВПД, если в него не будут внесены изменения. Он напомнил, что вновь продлил отмену санкций в отношении Ирана, однако, по его словам, это было сделано "лишь с целью заключить соглашение с европейскими союзниками, чтобы исправить ужасные недостатки иранской ядерной сделки".