6 октября 2011, 05:30

Теракты угрожают стабильности в Сирии, в рядах новых хозяев Ливии нет согласия

Как свидетельствует газета "Ас-Сафир", в Триполи дело вот-вот дойдет до выяснения отношений при помощи оружия

БЕЙРУТ, 6 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Дмитрий Зеленин/. Вооруженные вылазки противников режима становятся повседневной реальностью в Сирии. Число жертв насилия растет с каждым днем. Всю страну всколыхнуло убийство 22-летнего сына верховного муфтия республики шейха Ахмеда Бадреддина Хассуна. Это преступление стало угрожающим посланием тем силам в суннитской общине, которые поддерживают президента Башара Асада и его курс на постепенное претворение в жизнь программы кардинальных преобразований.

Как сообщил посол Сирии в ООН Ахмед аль-Джаафари, вооруженные экстремисты развернули в стране небывалую волну террора, от их рук гибнут не только военные и полицейские, но и мирные граждане, чиновники, деятели культуры, науки и образования. Дипломат осудил те страны, которые оказывают покровительство группировкам, отвергающим диалог с властями и вставшим на путь террора. "Реформы в Сирии стали реальностью, власти быстро отреагировали на народные требования, однако этого не хотят замечать на Западе, где придерживаются политики диктата и санкций", - указал аль- Джаафари.

На фоне усиливающегося противостояния между властями и мятежниками звучат призывы зарубежных фракций сирийской оппозиции к иностранному вмешательству во внутриполитический кризис - под предлогом защиты мирного населения от репрессий правящего режима. Созданный в Стамбуле так называемый "Сирийский национальный совет" стремится как можно скорее добиться признания со стороны США, Евросоюза, Турции и ряда арабских государств. Цели поощряемых Западом сирийских диссидентов не разделяют представители внутренней оппозиции, которые входят в Патриотическую коалицию в поддержку демократических перемен. Ее генеральный координатор Хасан Абдель Азим поспешил отмежеваться от участников недавнего форума в Стамбуле, которые, по его мнению, подталкивают развитие событий в Сирии по "ливийскому сценарию".

Сенсацией дня стала информация иранского агентства Фарс, которое привело угрожающие высказывания Асада в адрес НАТО. В телефонной беседе с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу сирийский лидер якобы заявил, что если его страна подвергнется нападению, как это случилось с Ливией, то он перебросит к Голанским высотам ракетные установки, которые подвергнут массированному обстрелу Тель- Авив и другие крупные города Израиля. По его словам, к боевым действиям подключатся боевики ливанской группировки "Хезболлах". И, кроме того, иранские вооруженные силы одновременно начнут атаку на ВМС США в Персидском заливе.

В Дамаске не подтвердили, но и не опровергли сообщения иранского агентства. В Израиле отнеслись к словам Асада спокойно. Как заявил глава МИД Авигдор Либерман, угрозы сирийского президента "лишены всякой логики" и прозвучали в ответ на намерение Анкары провести военные маневры вблизи турецко-сирийской границы.

В Сирии в среду было объявлено о проведении выборов в местные органы власти, которые состоятся 12 декабря. Тем временем собравшийся на сессию Народный совет /парламент/ обсуждает проекты новых законов о партиях, всеобщих выборах и средствах массовой информации. Все эти документы подготовлены правительством с учетом рекомендаций прошедших по всей стране конференций национального диалога с участием представителей сирийской общественности и оппозиции.

Сирийские власти вновь разрешили банкам обеспечивать закупки импортных товаров. Введенные две недели назад ограничения на импорт, по словам министра экономики и торговли Мухаммеда Нидаля аш-Шаара, повлекли за собой негативные экономические последствия, вызвав резкий скачок цен на рынках. Возникли также серьезные осложнения в торговых отношениях с соседними странами. Министр пообещал, что правительство примет все меры к поддержке национальной промышленности и не допустит дальнейшего роста дороговизны.

В столице Ливии усиливаются разногласия между новыми хозяевами города, и, как свидетельствует газета "Ас-Сафир", дело вот-вот дойдет до выяснения отношений при помощи оружия. Председатель Революционного совета Триполи Абдалла Накир аз-Зинтани объявил о создании объединенных полицейских сил по поддержанию безопасности и начал кампанию по изъятию оружия у населения. Этим шагом, как отмечает издание, он фактически бросил вызов главе Военного совета Триполи исламисту Абдель Хакиму Бельхаджу. "Все боевики, которые откажутся сдать свое оружие, будут объявлены вне закона", - предупредил аз-Зинтани. Численность его милиции составляет 22 тыс бойцов - большинство из них сражалось в рядах вооруженных формирований повстанцев. Председатель Ревсовета указал, что не собирается соперничать с Бельхаджем за контроль над городом, "ибо тот никого не представляет в Триполи и под его началом только 2 тыс бойцов". Берберский вождь подтвердил свою лояльность Переходному национальному совету /ПНС/, отметив, что под властью новых силовых структур находится 75 проц территории ливийской столицы. Бельхадж, в свою очередь, дал понять, что не собирается уступать аз-Зинтани и не позволит ему устанавливать свои порядки. "Тот, кто не признает законности Военного совета, не может считаться лояльным ПНС", - заявил он.

Вывода всех тяжелых вооружений из Триполи и других освобожденных городов потребовал в среду официальный военный представитель ПНС Ахмед Омар аль-Бани. По его словам, "нахождение и неконтролируемое использование оружия в населенных пунктах негативно отражается на имидже революционеров".

По сообщениям из Сирта, бойцам воинских формирований ПНС, несмотря на большие потери, удалось в среду к концу дня установить контроль над половиной городских кварталов. Сторонники полковника Муамара Каддафи, однако, продолжают оказывать ожесточенное сопротивление и ведут снайперский огонь с крыш и из укрытий в центральной части Сирта, где идут уличные бои. По сведениям Международного комитета Красного Креста, положение жителей города остается "отчаянным и катастрофическим". В больницах пациенты умирают из-за нехватки медикаментов, в Сирте нет электричества и на исходе запасы воды, ощущается острый дефицит продуктов питания.