Прошедшая в административном центре итальянского острова Сицилия международная конференция высокого уровня по Ливии не принесла ни одного конкретного решения, не обозначила ни одного обязательства сторон, не определила даты следующего этапа ливийского урегулирования, однако признана успешной. С такими оценками выступили специальный представитель генсека ООН по Ливии Гасан Саламе, а также премьер-министр Италии Джузеппе Конте, по личной инициативе которого форум проводился.
"Я считаю эту конференцию успехом и вехой во всем процессе по достижению процветания ливийского народа, важным вкладом в общие усилия по помощи нашим ливийским друзьям", - сказал Саламе на итоговой пресс-конференции. Вполне доволен результатами остался и хозяин встречи Конте, который особо подчеркнул, что Италия не делала своей целью ставить какие-либо сверхзадачи и устанавливать сроки их выполнения. "Мы хотели сделать свой реальный вклад в процесс урегулирования под эгидой ООН", - сказал итальянский премьер, отметив, что за одним столом удалось собрать высокопоставленных представителей стран региона, европейских государств, а также ключевых игроков внутриполитической сцены Ливии. Всего на конференцию прибыли 38 делегаций, включая представителей международных финансовых организаций (Международный валютный фонд и Всемирный банк) и ЕС.
Самоутверждение Италии и "дух Палермо"
Атмосферу, царившую на конференции, Конте назвал "духом Палермо", который, по его словам, должен придать свежий импульс процессу ливийского урегулирования, находящегося в точке близкой к тупиковой. По словам Саламе, "после Палермо есть больше шансов на проведение национальной конференции" (планируемой в январе 2019 года - прим. ТАСС).
Более чем обнадеживающим сигналом конференция в Палермо послужила самоутверждению относительно нового и очень необычного итальянского правительства, состоящего из двух совершенно разных и не очень ориентированных на международную политику партий - "Движение "5 звезд" и "Лига". Помимо политических целей (вечное соперничество с Францией за лидерство в Ливии) перед Римом, традиционно больше остальных озабоченным ситуацией в Ливии даже чисто по географическим соображениям, стоят вполне конкретные задачи - решение проблемы незаконных мигрантов, зачастую - выходцев из Ливии, обеспечение безопасности по ту сторону Сицилийского пролива, а также защита исторических экономических связей.
Участие Хафтара
Главным показателем успешности итальянской дипломатии и степени авторитета страны стало присутствие в Палермо командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. Казалось, что конференция может начаться с провала, когда с подачи ливийских СМИ накануне открытия форума появились настойчивые слухи о том, что фельдмаршал в Палермо не прилетит. Они породили другие - о том, что якобы Конте лично или его посланники отправились в Бенгази уговаривать командующего. Однако подобные догадки журналистов были категорически отвергнуты Римом.
Главным же опровержением слухов стало появление самого Хафтара перед телекамерами в фешенебельном отеле "Вилла Иджейя", где проходила конференция, в понедельник вечером перед официальным ужином, на котором присутствовали и оппоненты фельдмаршала, и представители "недружественных" ему Катара и Турции. Однако даже с личным появлением фельдмаршала, которое журналисты в пресс-центре встретили аплодисментами, сюрпризы не закончились. Как выяснилось примерно через два часа, когда в пресс-центре распространили видеозапись прошедшего ужина, Хафтара на нем не было. То есть он поприветствовал хозяина конференции, вошел в отель и вышел через другую дверь.
Второй день конференции начался с сообщений об очередной "неявке" Хафтара, который отказался принимать участие в общем пленарном заседании. Тем не менее, его присутствие в Палермо не стало чисто символическим, а участие в конференции было самым реальным: он провел продолжительные двусторонние переговоры с Конте (который, по собственным словам, "никогда не сомневался в приезде Хафтара, потому что он дал слово"), а потом еще и принял участие во встрече "специального формата" в составе премьер- министра РФ Дмитрия Медведева, президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси, президента Туниса Бежи Каида ас-Себси, главы МИД Франции Жан-Ива Ле Дриана, главы Европейского совета Дональда Туска, а также Конте и Саламе. Красноречивым свидетельством того, что "Хафтар был", стал и демонстративный демарш турецкой делегации во главе с вице- президентом Фуатом Октайем, которая покинула конференцию после того, как не была приглашена на "мини-саммит".
Смещение центра тяжести
Авторитетные эксперты, среди которых экс-глава МИД Италии Франко Фраттини, полагают, что успехом конференции итальянская сторона во многом обязана России, которая всячески способствовала привлечению Хафтара (фельдмаршал на прошлой неделе побывал в Москве). "Россия сыграла важнейшую роль, потому что Москва работала над тем, чтобы фельдмаршал участвовал в конференции. Если бы Хафтар не приехал, очевидно, что конференция стала бы провальной", - сказал Фраттини в беседе с ТАСС.
Итальянские СМИ пишут о новой оси Москва-Рим-Каир. Известно, что одним из "региональных спонсоров" Хафтара является президент Египта ас-Сиси, который лично приехал в Палермо (последний раз в Италии он был четыре года назад). Рим же всегда оказывал особую поддержку главе Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаизу Сараджу, учитывая, что Италия считается одним из ведущих международных посредников в формировании ПНС. Теперь, очевидно, с Хафтаром установлен гораздо более тесный контакт.
Как отметил в беседе с ТАСС высокопоставленный дипломат, итальянская сторона невероятно признательна за вклад и помощь России в проведении этой конференции. "Итальянцы в первую очередь благодарны за высокий уровень представительства, в котором они отнюдь до конца не были уверены. Для двусторонних отношений это очень важный знак", - сказал собеседник агентства.
Москва против искаженных решений
Второй главной интригой конференции до последнего момента оставалось то, кто возглавит российскую делегацию. В отличие от специального представителя президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаила Богданова, прибывшего в Палермо накануне открытия мероприятия и успевшего провести ряд двусторонних встреч с главами иностранных делегаций, российский премьер-министр прилетел в Италию лишь в понедельник вечером, когда в отеле "Вилла Иджейя" уже начался торжественный ужин.
Дело в том, что в 2011 году, когда после трагических событий Ливия погрузилась в глубочайший кризис, президентом России был Дмитрий Медведев, поддержавший санкции Совета Безопасности ООН против этой страны, в частности о введении оружейного эмбарго и установлении бесполетной зоны. И по итогам состоявшейся в Палермо конференции нынешний премьер-министр России признал, что эти шаги "не помогли остановить насилие в стране и создать условия для политического урегулирования". "Решения Совбеза ООН были искажены и нарушены, а полномочия ООН присвоила себе так называемая временная военная коалиция, - подчеркнул Медведев. - Это можно расценить не только как грубейшую ошибку, но, прежде всего, как циничный обман со стороны тех, кто претендует на моральное и политическое лидерство в мире".
По его словам, на сегодняшний день ситуация в Ливии остается сложной - ливийские лидеры общаются с большим трудом, по многим моментам сторонам все еще не удается договориться. "Россия голосовала не за такой сценарий, - отметил премьер. - Но дело не в том, какие репутационные потери понесла наша страна, а в том, что в Ливии произошла ужасная трагедия, последствия которой мы будем ощущать многие десятилетия".
В этой связи Медведев подтвердил готовность Москвы продолжать наращивать усилия по содействию урегулированию ситуации в Ливии. "Будем сохранять контакты со всеми участниками диалога по национальному примирению, поскольку это важно для того, чтобы постараться склеить новую конфигурацию самого государства", - указал он, добавив, что на 90% все зависит от самих граждан Ливии и от тех политических сил, которые были представлены на конференции.
Вместе с тем, российский премьер выступил против искусственных временных рамок для межливийского диалога. Несмотря на поддержку многими иностранными участниками конференции идеи проведения выборов в Ливии весной 2019 года, Медведев заявил, что сроки их организации нужно определять, опираясь на уровень безопасности в стране.
Отсутствие США
Критики итальянского правительства в преддверии конференции ехидно отмечали, что Риму, изначально объявившему о приглашении в Палермо глав государств и правительств, не удалось привлечь ни канцлера ФРГ Ангелу Меркель, которая изначально собиралась участвовать, ни президента Франции Эмманюэля Макрона, не говоря уже о российском лидере Владимире Путине и президенте США Дональде Трампе. Хотя отсутствие политических "тяжеловесов" вполне объяснимо: для них необходимо было достигнуть каких- либо конкретных, если не окончательных поворотных решений. Кроме того, Германию ливийская тема не очень заботит, а Париж проводил собственную конференцию по Ливии в конце мая.
Европейские столицы, тем не менее, были представлены на достойном уровне. Вашингтон же, поддержкой которого в проведении конференции по Ливии заручился Конте, направил в Палермо делегацию на уровне послов и советников: ее возглавил даже не заместитель госсекретаря по политическим делам Дэвид Хейл, как предполагала итальянская сторона, а помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Саттерфилд. Таким образом США еще раз дали ясно понять, что самоустранились от решения ливийской проблемы. В целом такая позиция не нова: еще во времена администрации Барака Обамы США пытались подтолкнуть Италию к тому, чтобы направить своих военных в Ливию, на что Рим никогда не пойдет, памятуя хотя бы о колониальной странице истории в отношениях между Италией и этой североафриканской страной, богатой нефтью.
Нефтяной аспект
За ширмой больших переговоров свою незаметную работу провели технические группы - по безопасности и экономике. Урегулирование в Ливии невозможно без экономического восстановления. Одна из задач - справедливое перераспределение нефтедолларов, которые поступают в страну: сейчас производство составляет миллион баррелей в сутки (по сравнению с 1,6 млн в 2011 году). После окончательного вступления в силу американских санкций в отношении Ирана та же Италия может быть еще больше заинтересована в ливийском "черном золоте".
Вера Щербакова, Анастасия Филимонова