22 сентября 2012, 16:22

Ушел из жизни представитель одной из самых необычных должностей при дворе британской королевы - мойщика рук суверена

Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Процедура требует участия трех человек и носит исключительно символический характер

ЛОНДОН, 22 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Роман Подервянский/. Одна из самых необычных должностей при дворе королевы Великобритании Елизаветы II - мойщика рук суверена /Washer of the Sovereign's Hands/ - временно стала вакантной после кончины на этой неделе 82-летнего Питера Кроуферда. Об этом стало известно сегодня в столице Соединенного Королевства.

Британские СМИ отдают дань памяти пожилому человеку и публикуют его прижизненные высказывания. "Церемония умывания /рук венценосной особы/ требует участия трех человек, - рассказывал он. - Обычно нам приходилось письменно обращаться в Букингемский дворец, чтобы предложить помыть руки монарха, каждый раз, когда они / Елизавета II/ были в эдинбургской резиденции Холирудхаус. Мой отец, будучи в этой должности, обращался с таким предложением почти каждый год, хотя принимали его очень нечасто".

Питер Кроуферд всегда держал наготове серебряные кувшин, тазик и поднос, а также льняное полотенце. Однако задействовать их для мытья рук монарха ему довелось считанное количество раз. Королева прибегла к его услугам лишь однажды за все 60 лет своего правления - на следующий год после своей коронации в 1952 году. Кроуферд успел поработать еще с одним британским монархом: будучи еще 8-летним мальчиком, ему выпала честь мыть руки отцу Елизаветы II - королю Георгу VI /1895-1952/ в его эдинбургской резиденции.

"В последнее время в канцелярии королевы нам говорили, что, поскольку мы уже однажды помыли ей /Елизавете II/ руки, то это все, что ей от нас требовалось, - сетовал придворный мойщик. - Поэтому теперь нам надо ждать, пока трон займет принц Чарльз, прежде чем мы сделаем это снова".

Такая нечастое практикование этой профессии связано с тем, что процедура с участием мойщика рук суверена носит традиционный и исключительно символический характер. Питер Кроуферд был 28-м помещиком Кроуфердленд-касла, в шотландском графстве Эршир, и носил этот титул благодаря своему давнему предку, который защитил от нападения разбойников короля Якова V Шотландского /1512-1542, династия Стюартов/. За этот храбрый поступок тот пожаловал ему ферму на условии, что его семья будет всегда готова мыть ему руки.

Унаследовать титул и прилагающийся к нему пост при королевском дворе теперь предстоит старшему сыну Кроуферда - Алексу.