14 ноября 2012, 17:43

На Международном римском кинофестивале состоялась премьера картины российского режиссера Ивана Вырыпаева

Иван Вырыпаев. Фото ИТАР-ТАСС
Иван Вырыпаев. Фото ИТАР-ТАСС

"Танец Дели" - это семь мини-фильмов, семь эпизодов с участием одних и тех же персонажей, которые рассуждают о смысле существования

РИМ, 14 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Вера Щербакова/. На Международном римском кинофестивале сегодня состоялась премьера картины российского режиссера Ивана Вырыпаева "Танец Дели". Лента включена во вторую конкурсную программу кино XXI века "ЧинеMAXXI".

"Танец Дели" - это целых семь мини-фильмов, семь эпизодов с участием одних и тех же персонажей, которые рассуждают о смысле существования - любви, смерти, боли и искусстве. И все через описание волшебного, необычного танца, родившегося в воображении талантливой танцовщицы после соприкосновения с болью, страданиями, грязью и нищетой города в Индии. Сам танец так и не показывается, потому что он - сама жизнь "под музыку биения сердца".

Родилось это глубокое по смыслу произведение из одноименной пьесы Вырыпаева-драматурга, по которой Вырыпаев- театральный режиссер поставил спектакль в Польше. Оттуда родом исполнительница роли "танцовщицы" Каролина Грушка. В картине также заняты Ксения Кутепова, Арина Маракулина, Инна Сухорецкая и Игорь Гордин.

Как рассказал режиссер в интервью корр. ИТАР-ТАСС, за числом эпизодов не скрывается никакого мистического смысла / цифра "7" в разных культурах обычно считается числом счастья/. "Вообще, я писал пьесу для курса Олега Львовича Кудряшова в ГИТИСе. Там было семь режиссеров-студентов, и я хотел написать им каждому по куску. А когда написал, пьеса оказалась слишком взрослой, чтобы ее ставили студенты", - рассказал Вырыпаев.

В центре фильма - текст, который разыгрывается в минималистических декорациях - скамейка на фоне белой кафельной стены в больнице. Некоторая "театральность" - в единстве пространства, времени и действия, и при этом автору удается создать совсем не скучное повествование за счет самых невероятных поворотов одной и той же ситуации, ее развития. Зритель никогда не знает, кто следующим из пяти персонажей войдет "в кадр".

Фрагментарность сюжета характерна для всех трех российских фильмов в афише смотра. Помимо "Танца Дели" это - "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко и "Вечное возвращение. Кинопробы" Киры Муратовой /официально представляет Украину/. Вырыпаев довольно просто объясняет эту тенденцию в современном отечественном кино, далекую от моделей классической школы российского кинематографа.

"В эпоху постмодернизма мы пришли к тому, что все разваливается на части, распадается. Мой вопрос был - что все эти части объединяет: мое "сегодня" со "вчера", мое детство с моим настоящим, мои моменты счастья, то, что помню и то, что не помню", - сказал Вырыпаев.

Его ответ на этот непростой вопрос: "Восприятие". "Цельность моего фильма возникает только в восприятии зрителя. Фокус уходит с самого факта на того, кто воспринимает этот факт. Мы - не часть Вселенной, эта Вселенная в нас самих", - считает один из самых талантливых режиссеров молодого поколения.

"Воспринимать и ощущать" давно стали лейтмотивами его творчества, начиная с первой киноработы "Кислород", которая сначала тоже была театральной постановкой. Затем последовала "Эйфория", участвовавшая в конкурсе Венецианского кинофестиваля и удостоенная премии будущего "Малого золотого льва". "Ощущать!" - так назывался эпизод Вырыпаева в альманахе "Короткое замыкание", созданном молодыми российскими режиссерами - Борисом Хлебниковым, Алексеем Германом-младшим, Петром Бусловым и Кириллом Серебренниковым. Картина была представлена в Венеции в 2009 году в конкурсе "Горизонты".

"Танец Дели" выйдет на экраны в России 29 ноября. На Римском кинофестивале картину представляет Фонд кино.