2 сентября 2013, 19:00
Кризис в Сирии

Премьер-министр Франции: Правительство Башара Асада должно понести наказание

Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Жан-Марк Эйро подчеркнул, что Франция располагает данными об использовании химического оружия в окрестностях Дамаска

ПАРИЖ, 2 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Батырев/. Франция располагает данными, которые указывают на то, что вина за использование химического оружия 21 августа в окрестностях Дамаска лежит на правительстве Башара Асада. Оно должно быть "наказано" за этот "непоправимый поступок". С таким заявлением выступил сегодня французский премьер-министр Жан-Марк Эйро по итогам чрезвычайного совещания с парламентариями в связи с сирийским кризисом.

"21 августа Башар Асад совершил непоправимое, прибегнув к масштабному использованию химического оружия против собственного населения, - указал глава правительства. - Этот поступок, реальность которого никто более не отрицает, должен быть подтвержден экспертами ООН. Доказательства, которыми мы располагаем, позволяют вменить его в вину режиму. Это не может остаться без ответа".

Как подчеркнул Эйро, необходимо "воспрепятствовать Башару Асаду вновь использовать химоружие против своего народа". Кроме того, добавил глава кабинета, решительные меры необходимы, чтобы "вразумить всех, кто захотел бы в будущем пойти по его стопам". "Это также вызов для нашей коллективной безопасности, - продолжал французский премьер. - Это и угроза нашей собственной безопасности, учитывая контекст, в котором оружие массового поражения распространяется как на Ближнем Востоке, так и в других регионах мира".

Избегая упоминания вероятного силового удара по Сирии, Жан-Марк Эйро подчеркнул, что французские власти выступают за решительные меры в отношении Дамаска. "Франция полна решимости наказать режим Башара Асада за использование химического оружия и не допустить его повторного применения решительными и соразмерными действиями, - указал премьер-министр. - Они не будут нацелены ни на свержение режима, ни на освобождение Сирии. Мы убеждены, что в САР будет найдено политическое решение".

Одновременно глава французского правительства отметил, что для Франции наступил "непростой момент", затронуты ее интересы, однако при этом Париж не готов действовать в Сирии в одиночку. "Речи о том, чтобы Франция действовала одна, не идет. Президент республики продолжает работу, чтобы в кратчайшие сроки сформировать коалицию, - сообщил премьер. - Страна должна присоединиться к этим задачам, поскольку она стоит на защите международного права".

Сегодняшнее чрезвычайное совещание в Матиньонском дворце проходило с участием глав МИД, минобороны, председателей обеих палат парламента и руководителей всех парламентских фракций. Премьер-министр ознакомил парламентариев с разведданными, предположительно, подтверждающими случаи использования химического оружия 21 августа в окрестностях Дамаска. Девятистраничный доклад, подготовленный Главным управлением внешней безопасности и Главным управлением военной разведки, по словам участников совещания, содержал "подробные карты, видеокадры" и иные сводки с места событий.

Среди доказательств вины Асада в докладе приводятся, в частности, такие доводы, как "массивность и скоординированность" атаки под Дамаском, на которую якобы не способны мятежники, а также очевидное "намерение стереть следы в окрестностях", выразившееся в усиленном обстреле местности правительственными войсками. Жертвами предполагаемой химатаки, как уточняется, стал "по меньшей мере 281 человек". При этом, начиная с апреля, утверждают французские спецслужбы, в Сирии произведено "по меньшей мере три химические атаки".

В предстоящую среду французский парламент, по распоряжению президента, соберется на внеочередное заседание, которое будет полностью посвящено Сирии. Как подтвердил сегодня премьер Эйро, парламентские слушания будут проходить в формате дебатов, голосования по их итогам проводиться не будет, хотя на этом настаивали представители всех фракций, кроме правящей партии социалистов. Согласно конституции Франции, глава государства может отдавать приказ о начале военной операции без согласования этого шага с народными избранниками. Разрешение парламента требуется только в том случае, если вмешательство с участием французских военнослужащих длится более четырех месяцев.