22 сентября 2013, 11:32

Антикоррупционная кампания в КНР

"Перманентная война" с коррупцией в Китае ведется много лет. Особенно остро необходимость борьбы с этим явлением возникла в начале 1980-х годов, когда в Китае происходил переход от плановой экономики к рыночной. В те годы руководство страны, резко выступив против превышения властных полномочий чиновников на всех уровнях, инициировало кампанию по раскрытию ряда крупных коррупционных преступлений. С осени 2012 года в стране с новой силой развернулась борьба с желающими поживиться за государственный счет. Си Цзиньпин, новый руководитель Компартии Китая в декабре 2012 года на заседании Политбюро ЦК КПК призвал чиновников отказаться от роскошного образа жизни, "чтобы завоевать доверие и поддержку" населения.

Ху Цзиньтао, предшественник Си Цзиньпина, пришедший к власти в относительно спокойные реформенные времена, также заявлял об угрозе, которую представляет взяточничество для социально-экономической и политической стабильности в стране. "Жизнь и смерть партии и государства зависит от наличия сильной политической воли для наказания и предотвращения явлений коррупции", - предупреждал Ху Цзиньтао /ушел с партийного руководства осенью 2012/.

Борьба с коррупцией в Китае ведется по разным направлениям: издаются различные постановления, директивы и резолюции, а также совершенствуется антикоррупционное законодательство. В процессе пересмотра уголовного законодательства КНР один из 17 рассмотренных вариантов "Закона по борьбе с коррупцией и взяточничеством" вошел в Уголовный кодекс, который был принят 14 марта 1997 год / вступил в силу 1 октября 1997 года/.

Согласно действующим нормам, оговариваемым в УК, в отношении пойманных на коррупции чиновников и партийных функционеров практически любого уровня приговоры жесткие - либо огромные тюремные сроки или же смертная казнь. Со временем изменилась технология самой казни - вместо расстрелов ввелись более "гуманные" смертные инъекции. Двухлетняя отсрочка исполнения приговора означает возможность замены смертной казни на пожизненное заключение - с учетом примерного поведения и искреннего раскаяния осужденного. И всегда это сопровождается конфискацией имущества.

Начало одного из эффективных этапов антикоррупционной кампании в КНР датируется осенью 2002 года, когда на XVI съезде компартии бывший в то время генеральным секретарем ЦК КПК Цзян Цзэминь сформулировал основные принципы создания новой системы борьбы с мздоимством. Он призвал, опираясь на сочетание профилактических и радикальных мероприятий, сформировать принципиально новую систему противостояния пагубному явлению.

27 октября 2005 года Китай ратифицировал принятую в конце октября 2003 года Конвенцию ООН против коррупции / вступила в силу 14 декабря 2005 года/.

Наряду с уже существовавшими централизованными структурами по борьбе с проявлениями продажности чиновников, таких как Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины /учреждена в 1978 году/ и министерство контроля, в декабре 2007 года было создано Национальное бюро по предупреждению коррупции при Верховной народной прокуратуре КНР. К функциям учрежденного ведомства относятся и выявления коррупционеров, и разработка комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований. При местных прокуратурах также созданы подобные департаменты.

Одним из существенных достижений в процессе формирования законодательной базы по пресечению коррупции стало принятие в апреле 2005 года "Закона о государственных служащих", согласно которому все сотрудники государственно- управленческих структур КНР подлежат наказанию в случае уличения их во взяточничестве или нарушении дисциплины. В настоящее время среди китайских госслужащих, как утверждают руководители страны, практически не осталось "неприкосновенных" должностей.

В рамках антикоррупционной кампании 31 октября 2006 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ одобрил Закон "О борьбе с отмыванием денег", что позволило добиться определенных успехов и в этой сфере. Еще одним из видов борьбы с разложением власть имущих в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у расхитителей госсобственности чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям.

За 35 лет экономических реформ к уголовной ответственности за коррупционные действия привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Однако даже несмотря на публичные казни, что, конечно, сдерживает многих потенциальных правонарушителей, все же полностью искоренить случаи сговора представителей бизнеса и чиновничества не удается. По мнению аналитиков, благоприятной почвой для коррупции является отставание политических реформ от экономических, что позволяет чиновникам скрывать от общественного контроля управление госимуществом и природными ресурсами. Это помогает им превращать народное богатство в личную собственность.

В 2007 году Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины выпустила указ, который предусматривал "снисходительность" в отношении тех нарушителей, которые добровольно сознаются в преступных деяниях. В октябре 2012 года агентство Синьхуа сообщило, что с октября 2007 года по июнь 2012 года надзирающие органы приняли более 6,606 млн жалоб на коррупцию лиц, по которым после разбирательств было наказано более 668 тыс человек, захотевших обогатиться за счет государства.

За пять лет, с 2007 по 2012 годы в Китае было проведено около 640 тыс расследований коррупционных дел. Более 660 тыс функционеров были наказаны.

По оценкам зарубежных экспертов, экономические потери от коррупции в КНР ежегодно составляют 13-17% ВВП, около 20 проц государственного финансирования оседает в карманах недобросовестных чиновников, при содействии коррупционеров преступниками отмывается около 25 млрд. долл. Общий объем нецелевого использования бюджетных средств ежегодно превышает 8,5 млрд долларов.

По итогам 2010 года, как сообщала юридическая газета "Фачжи жибао", в Китае к высшей мере наказания и пожизненному заключению были приговорены 11 высших чиновников. Среди этих коррупционеров четверо были приговорены к пожизненному заключению, семеро - к смертной казни.

В июне 2011 года Центральный банк КНР в своем отчете сообщил, что с середины 1990-х годов из Китая уехали за границу или же исчезли в неизвестном направлении почти 16 тысяч партийных функционеров, а также чиновников органов безопасности, юстиции, государственных предприятий и китайских ведомств, расположенных за границей. В отчете также говорилось, что беглецы прихватили с собой в общей сложности около 800 млрд юаней /127 млрд долларов/. Средства массовой информации в последние годы обращают внимание на то, с какой интенсивностью чиновники стараются вывезти из страны свои семьи. В этой связи в июле 2010 года были опубликованы антикоррупционные правила, согласно которым чиновники должны своевременно предоставлять начальству отчеты об изменениях своего семейного положения, местонахождении супруг и детей в случае их выезда за рубеж, личных доходах, находящемся в собственности жилье и семейных инвестициях.

С января нынешнего года в Китае усилилась борьба с преступлениями в сферах приобретения земельной собственности, образования, защиты окружающей среды, трудоустройства, здравоохранения, социальной защиты, а также с нарушениями закона в области безопасности пищевых продуктов и фармацевтики.

Расширяя кампанию, направленную на искоренение мздоимства на всех уровнях, сотрудники китайской прокуратуры за первые шесть месяцев 2013 года проверили деятельность свыше 13,8 тысячи чиновников и выявили более 9,7 тысячи случаев коррупции и хищений со стороны госслужащих. В опубликованном 22 июля докладе говорится, что за этот период был нанесен ущерб казне на сумму 1,77 млрд юаней / 287 млн долларов/.

Как сообщают пекинские СМИ, программа борьбы с коррупцией на 2013-2017 годы будет вынесена на рассмотрение 3-го пленума ЦК КПК, который состоится в ноябре текущего года. Решение о созыве пленума было принято на прошедшем 20 августа заседании Политбюро ЦК КПК. На нем было отмечено, что "наказание за коррупционную деятельность и ее предотвращение является важной политической задачей всей партии и общей ответственностью всего китайского общества".