12 февраля 2015, 07:21
Интервью Москва

Николай Плавунов: скорая помощь в Москве приезжает на вызов за 14 минут

Архив ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Главврач скорой помощи о том, чем отличается "скорая" от "неотложки", хватает ли специалистов, и как расширение Москвы влияет на способы транспортировки пациентов

Более 10 тысяч москвичей ежедневно обращается за помощью к врачам скорой помощи. За последний год московской "скорой" удалось сократить на несколько минут время прибытия бригады на вызов и улучшить качество и эффективность оказания медицинской помощи.

О том, планируются ли сокращения на "скорой" в Москве, чем отличается "скорая" и "неотложка", а так же о новых способах транспортировки тяжелобольных пациентов в больницы, рассказал в интервью ТАСС главврач московской станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова Николай Плавунов.

- Главный показатель работы "скорой" - оперативность. Как быстро бригады приезжают на вызов?

- Прошлый год скорая помощь отработала как всегда интенсивно и напряженно. Мы выполнили около 4 миллионов вызовов, госпитализировали более одного миллиона человек. За предыдущий год улучшились оперативные показатели, в среднем врачи "скорой" стали прибывать к пациенту на 2 минуты быстрее по сравнению с 2013 годом. Среднее время прибытия по вызову составляет сейчас около 14 минут, а среднее время прибытия на ДТП - около 8 минут.

Во-первых, скорая помощь Москвы не добилась бы таких впечатляющих результатов, если бы одним из приоритетов развития столицы не была транспортная доступность. Мэр Москвы Сергей Собянин лично уделяет большое внимание вопросам транспортной доступности. За короткий период времени произошло расширение дорог, формирование парковочного пространства, построены "вылетные" магистрали, выделенные полосы для пассажирского транспорта, которым пользуются и машины "03", современные транспортные развязки и эстакады.

Во-вторых, в прошлом году мы ввели в эксплуатацию современный диспетчерский центр по приему вызовов от населения. Среднее время ответа оператора составляет теперь не более 15 секунд. Система работает так, что вызов мгновенно переадресуется на свободного оператора. При старой системе вызовы могли накапливаться у одного диспетчера и не перераспределялись.

Третий серьезный шаг - благодаря выделенным правительством Москвы средствам мы оптимизировали программу, связанную с госпитализацией. Весь коечный фонд московских больниц теперь введен в единую систему и подбор места госпитализации осуществляется в автоматизированном режиме. Это удобно и диспетчерам, и бригаде, и, конечно, сокращает сроки ожидания бригады на получение места на госпитализацию.

- У бригад "скорой" есть лимит времени, в течение которого они обязаны прибыть на вызов?

Мы в прошлом году практически отошли от понятия "норматив прибытия", который подразумевал, что из самой удаленной точки до места события можно доехать максимум за 20 минут. Вместо него ввели систему расчетного времени прибытия. То есть бригада получает вызов, компьютерная программа автоматически формирует маршрут движения и рассчитывает время прибытия.

Помимо бригад скорой помощи, у нас еще есть 66 постов, которые дислоцированы в тех районах, где имеется риск не прибыть вовремя. Часть из них привязана к медучреждениям, а другая часть дежурит при постах ГИБДД на центральных шоссе и на МКАДе. Благодаря развитию постовой системы нам удалось сократить время прибытия практически в два раза.

- Есть еще возможности повысить оперативность работы "скорой"?

- Если говорить о планах на 2015 год, мы планируем еще улучшить наши оперативные показатели, снизить время прибытия к больному на несколько минут. Резервы есть внутренние, но без городской программы транспортной доступности, нам их будет сложно реализовать. Ситуация на дорогах непосредственно влияет на своевременное прибытие бригады к пациенту. Поэтому мы с энтузиазмом восприняли информацию о том, что на Варшавском и Каширском шоссе демонтируют бетонный разделитель и сделают дополнительную полосу, которая будет либо реверсивной, либо для спецтранспорта, в том числе для скорой помощи.

- Как оказывается помощь людям в условиях транспортной удаленности, например, в Новой Москве? Есть альтернативные способы доставки "тяжелых" пациентов в центральные медучреждения?

- Сегодня в распоряжении скорой помощи Москвы имеется один вертолет, который в основном вылетает на сложные ДТП и как раз на новые территории. В этом году ожидается поставка еще двух медицинских вертолетов для города, поэтому наши возможности значительно увеличатся.

В феврале мы совместно с Научно-практическим центром экстренной медицинской помощи начали пилотный проект по эвакуации тяжелых больных с новых территорий независимо от диагноза – два таких пациента уже были госпитализированы в московские клиники. Мы будем направлять санитарную авиацию в Новую Москву не только к пациентам с травмами, полученными при ДТП, но и к пациентам с инфарктами и инсультами для того, чтобы они были как можно быстрее госпитализированы в специализированные стационары – сосудистые центры. Кроме того, на новых территориях Москвы работает уже 10 медицинских постов, привязанных к амбулаториям, в том числе с 1 февраля 2015 года  функционирует  пост в отдаленном поселении Рогово на границе с Калужской областью.

- Иногда по вызову приезжает не скорая помощь, а неотложная. Как людям понять, какую именно бригаду вызывать?

- Человек должен оценить ситуацию и позвонить по номеру 103, потому что телефона 03 уже нет. Когда диспетчеры задают свои вопросы, происходит первичная сортировка приема вызова и определяется, кто должен ехать на вызов. Неотложная помощь работает там, где угрозы жизни и здоровью пациента нет. Ему только требуется оказать помощь, чтобы не возникло осложнений. Экстренных вызовов бывает обычно порядка 30-35%. Главная задача скорой помощи – это прибыть на эти экстренные вызовы, задача неотложки – прибыть и оказать помощь, чтобы этот состояние не превратилось в экстренное. Таким образом, благодаря перераспределению вызовов, "неотложка" дает нам возможность прибыть на экстренный вызов быстрее.

- Зачем сформирована такая большая сеть "неотложек" в Москве?

- "Скорая" и "неотложка" работают практически как единое целое. Отделения неотложной медицинской помощи повышают эффективность работы "скорой", потому что часть вызовов в неотложной форме мы передаем им на исполнение. За прошлый год "неотложка" сделала около 1,3 миллиона выездов. У нас есть специальный диспетчерский пульт, который занимается взаимодействием с неотложной помощью в округах.

Кроме того, в прошлом году департамент здравоохранения города Москвы активно развивал работу отделений неотложной помощи при поликлиниках, были дополнительно организованы 22 бригады неотложной помощи. В итоге всего у нас сегодня работает 190 бригад неотложной помощи: 101 взрослая и 89 детских бригад.

Также совместно с департаментом мы завершили формирование окружных диспетчерских центров неотложной помощи для взрослого населения. Если раньше диспетчер сидел в каждой поликлинике, теперь в каждом округе Москвы есть единый центр для взрослого населения, и все вызовы принимаются по одному одноканальному телефону. Тоже очень удобно работать. Мы уже приступили к такому же проекту по детским "неотложкам".

В этом году мы планируем создать единое информационное пространство между "скорой" и "неотложкой". Сегодня мы видим на мониторе все бригады для взрослого населения и можем контролировать их работу и срок выполнения вызова, который составляет два часа. А в 2015 году мы эту технологию переносим на детские бригады и завершаем эту работу полностью. То есть будут видны бригады не только взрослой, но и детской неотложки.

- А между "скорой" и "неотложкой" есть взаимозаменяемость?

- Если по каким-то обстоятельствам "неотложка" выехать не может - сломалась машина, доктор не вышел, ухудшилось состояние больного, - на помощь выезжает "скорая". Врачи неотложной помощи (терапевты и педиатры) – это такие же профессионалы, как и сотрудники скорой, которые приезжают и оказывают на высоком уровне необходимую помощь. Если случится так, что надо будет госпитализировать пациента, то они вызовут бригаду скорой помощи, бригада приедет и при наличии показаний госпитализирует.

- В связи с оптимизацией здравоохранения Москвы, планируются ли сокращения персонала на "скорой" в 2015 году?

- Наоборот, в прошлом году мы приняли на работу около 250 молодых специалистов, выпускников средних медицинских учебных заведений и вузов. Всего на станции работает около 10 тысяч сотрудников: 2 тысячи врачей и около 8 тысяч - средний медицинский персонал. Как показывает практика, отсев в течение первых двух лет составляет не более 10 процентов. Люди остаются работать на скорой помощи, работа напряженная, но, тем не менее, им это нравится.

- Все врачи готовы оказать любую медицинскую помощь в любой момент?

- Безусловно, наши врачи всегда готовы к любому варианту развития событий. Можно, например, месяц не иметь тяжелых пациентов, а можно и во время одного дежурства сделать две-три реанимации. Готовность в любой момент в любом объеме оказать медицинскую помощь характеризует работу на скорой помощи.

В среднем одна бригада делает в день 13-14 выездов. Летом меньше, зимой – больше. После субботы и воскресенья, после праздников количество вызовов немного увеличивается. Много работы у медиков по утрам и по вечерам. В ночное время, примерно с 1 часа ночи до 5 утра ситуация успокаивается.

Чтобы врачи были постоянно готовы оказать любую помощь, у нас есть система перманентного обучения. Почти на каждой подстанции есть учебные классы, где на специальных манекенах можно отрабатывать навыки оказания экстренной помощи, такие как интубация, сердечно-легочная реанимация, принятие родов. Кроме учебных классов у нас есть новый симуляционный центр, который имитирует машину скорой помощи. Там происходит отработка навыков в ограниченном пространстве машины скорой помощи.

- За такую интенсивную и сложную работу предусмотрены какие-то дополнительные привилегии?

- У диспетчеров, которые принимают вызовы в оперативном отделе, например, есть небольшие преимущества, предусмотренные трудовым законодательством. Каждые два часа оператор имеет право на тридцатиминутный перерыв. Эти 30 минут он может использовать по своему усмотрению. Он может пойти погулять, если позволяет погода, послушать музыку в комнате отдыха, пообедать. Работают операторы посменно - 12 или 24 часа. Средняя смена оперативного отдела состоит из 200 человек.

У врачей и фельдшеров ежегодный оплачиваемый отпуск длится на 14 дней дольше обычного за вредные условия труда. Предусмотрена 100-процентная оплата за работу в ночное время, за работу в праздничные дни. Медицинский персонал Станции скорой помощи – это ее золотой фонд и основа успешной деятельности. Поэтому внимательное отношение к сотрудникам и создание условий для их эффективного труда – необходимая часть работы руководства.

По итогам прошлого года средняя зарплата у врача "скорой" составляла около 97 тысяч рублей, а у фельдшера – около 70 тысяч рублей. Это зависит от стажа работы и квалификации.

- Вполне конкурентоспособная зарплата.

- У нас и неплохая укомплектованность на сегодня – более 90%.

- То есть, нанимать новых сотрудников вы не планируете?

- Процесс этот непрерывный, кто-то уезжает в другой город, кто-то выходит на пенсию, вполне естественная ситуация. Хотя врачей пенсионного возраста у нас мало. В основном нашим врачам по 40-45 лет. А половина всех наших фельдшеров имеет возраст до 35 лет.

- Медицинские консультации по телефону пользуются спросом у москвичей?

- В год к нам поступает порядка 1,3 миллиона обращений за консультацией. Поэтому мы увеличили количество врачей для оказания консультативной помощи населению. Департамент здравоохранения планирует создать в отделениях неотложной помощи свои консультативные пульты, которые будут консультировать по вопросам тактики лечения непосредственно больных с хроническими заболеваниями, например, по дозировкам препаратов. Там уже консультируют врачи, которые выезжают на вызовы, заведующие отделений и плюс будут привлекать терапевтов поликлиник, в которых находятся эти диспетчерские центры.

- Какие советы вы могли бы дать людям в ситуациях, когда они вынуждены обратиться за помощью к врачам "скорой"?

- Прежде всего, надо грамотно отвечать на вопросы оператора. Внятно, четко дать адрес. Не надо говорить лишнего, только назвать улицу, дом и номер квартиры. Четко сообщить симптомы, что болит. Чем короче будет длиться опрос, тем быстрее выедет скорая помощь к пациенту.

Опросы диспетчера построены по алгоритму. Если есть какие-то особенности подъезда к дому, то об этом нужно обязательно сказать. Потому что порой проходят какие-то ремонтные работы и машине скорой помощи сложно найти объездные пути. Обязательно нужно предупреждать о шлагбаумах. Вопросы диспетчера могут показаться абоненту совсем непонятными, но ответить на них нужно обязательно, потому что алгоритм позволяет сформировать ситуацию и определить повод к вызову.

И последнее, что я посоветовал бы абоненту, обращать внимание на завершение разговора с оператором скорой помощи. Там повторяется адрес, который нужно внимательно прослушать и при необходимости уточнить. Потому что, даже если в процессе разговора ошибка произошла, то ее можно исправить.

Пожелание для пациентов с хроническими заболеваниями – прежде всего выполнять рекомендации лечащего врача, не забывать сходить на диспансерный прием. По статистике 35% вызовов связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для этих пациентов очень важно регулярное наблюдение врача и при необходимости коррекция терапии. Своевременный прием медпрепаратов снижает риск развития гипертонии и осложнений. Но, к сожалению, часть людей лечит гипертонию путем вызова скорой помощи.

Беседовала Татьяна Виноградова, ТАСС