21 октября 2015, 18:56

Сергей Собянин подвел итоги своей "пятилетки"

ТАСС/ EPA/ MAXIM SHIPENKOV
По словам столичного мэра, за это время удалось сделать Москву лучше, "сделать более удобной для жизни людей и более конкурентоспособной среди мировых городов"

МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Москва за последние пять лет стала лучше и удобнее для жизни, хотя проблемы еще остаются и одна из главных - транспорт. Такое мнение высказал в среду во время ежегодного доклада о результатах деятельности правительства Москвы мэр столицы Сергей Собянин.

Мэр отчитался перед депутатами Мосгордумы не за прошедший год, а сразу за "пятилетку", в течение которой Собянин стоит "у руля" столицы. По его словам, за это время удалось сделать Москву лучше, "сделать более удобной для жизни людей и более конкурентоспособной среди мировых городов". Мэр считает, что улучшать столицу "нужно постоянно и с максимальной скоростью, улучшать - сразу по многим направлениям". Это и качественная городская застройка, и современные транспортные коммуникации, и эффективная инженерная инфраструктура, комфортное общественное пространство, современная социальная сфера.

Москва поехала

Одним из безусловных достижений города стало решение ряда транспортных проблем. Дорожное строительство, развитие метро и железнодорожного транспорта, упорядочение пешеходного и парковочного пространства позволило Москве "поехать быстрее", несмотря на то, что по сравнению с 2010 годом, в московском регионе стало на 2 млн машин больше. Вместе с тем, считает мэр, транспортные проблемы по-прежнему остаются главными для столицы.

За последние пять лет в городе были введены в строй 15 станций метро, также создан "огромный задел" на ближайшие годы. За пять лет количество пассажиров на всех пригородных направлениях железной дороги увеличилось на 40%. Был обновлен подвижной состав наземного общественного транспорта, внедряется новая модель перевозок. По словам мэра, была фактически заморожена индексация тарифов на проезд в общественном транспорте.

Как отметил Собянин, из-за остроты ситуации городу пришлось реализовать "крайне непопулярный проект" - ввести за три года платную парковку. Москва также "нашла резервы" для увеличения дорожного строительства. "Впервые за последние десятилетия дорожное строительство в Москве было синхронизировано с аналогичными проектами в Московской области", - отметил Собянин.

"По своим масштабам московская программа развития транспортной системы является одной из крупнейших в мире", - сказал мэр, добавив, что ее реализация стала возможной благодаря поддержке федеральных властей. В планах - дальнейшее развитие московского транспортного узла. Для этого до конца 2018 года в столице откроют около 30 новых станций метро, в том числе первый участок Третьего пересадочного контура и сразу три новых линии - Солнцевскую, Кожуховскую и северный участок Люблинской ветки. По словам мэра, благодаря этому ежедневные поездки по городу станут проще для 1,5 млн москвичей.

Касаясь развития железнодорожных перевозок, Собянин отметил, что строительство инфраструктуры на Малом кольце железной дороги (МКЖД) "переходит в завершающую стадию". По словам мэра, после запуска пассажирского движения по МКЖД будут действовать те же билеты и тарифы на проезд, как в метро. Кроме того, запуск экспрессов будет реализован еще на ряде направлений железной дороги, уже сейчас строятся три главных пути.

В ближайшие годы, уточнил Собянин, также будет проложено порядка 300 км новых дорог, в том числе завершена реконструкция развязок на МКАД и Калужского шоссе, выполнена значительная часть работ по строительству северного дублера Кутузовского проспекта, Северо-Западной и Северо-Восточной хорд. Кроме того, отметил мэр, ожидается продвижение в части строительства ЦКАД. Также в следующем году начнется строительство первых транспортно-пересадочных узлов.

Меньше инвестконтрактов - больше пользы

Коснулся мэр и новой градостроительной политики, проводимой городом последние пять лет. "Вместо уплотнительной застройки город перешел к максимальному сохранению сложившейся городской среды", - отметил Собянин. Кроме того, город перешел на полицентричное развитие и создание новых центров деловой активности за пределами Третьего транспортного кольца. Также, отметил Собянин, началось комплексное освоение перспективных территорий, а также масштабное строительство транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры.

За пять лет в Москве было расторгнуто 500 инвестиционных контрактов на возведение 21 млн кв метров уплотнительной и нерациональной застройки. По словам Собянина, была проведена ревизия всех ранее заключенных инвестконтрактов - порядка 1,2 тысяч. "Там, где компромисса достичь не удалось, прошли сотни судебных разбирательств, большую часть которых город выиграл", - уточнил мэр. По его словам, удалось остановить уплотнительную застройку и сохранить "живую "ткань города".

Полностью себя оправдало и решение о расширении границ Москвы за счет присоединения территорий на юго-западе в 2011 году. "Уже сегодня новые территории стали точкой приложения миллиардных инвестиций и дают свыше трети всей возводимой в городе недвижимости - до 3 млн кв. м в год", - отметил мэр, добавив, что проект Генплана развития "Новой Москвы" будет представлен в ближайшее время. По его словам, за три года в "Новой Москве" создано 80 тыс. дополнительных рабочих мест. Это не могло не сказаться на уровне безработицы в Москве, который является одним из самых низких не только в России, но и в мире - всего 0,5 %. "По его данным, в Москве количество рабочих мест за последние годы не уменьшилось, а увеличилось почти на 600 тысяч. "Это колоссальная цифра", - сказал Собянин.

Пенсии вырастут, тарифы на ЖКХ останутся в пределах инфляции

Для повышения качества и комфорта жизни в Москве продолжится благоустройство общественных территорий. В ближайшие три года в порядок приведут еще около 150 столичных улиц. "Все затраченные на это средства возвращаются сторицей. Город, в котором удобно жить, привлекает больше инвестиций, молодежь, быстрее и лучше развивается", - объяснил мэр эти траты. По его словам, за последние пять лет в столице приведена в порядок большая часть дворов и школьных стадионов, благоустроено множество парковых территорий, пешеходных зон и маршрутов.

Особое внимание - капитальному ремонту домов. Мэр попросил депутатов контролировать эти работы по каждому адресу. "Бюджет не устраняется от капитального ремонта, меняется механизм участия, для того чтобы помощь была оказана там, где она действительно необходима. В ближайшие годы капремонт будет проводится в тех домах, которые находятся в самом плохом состоянии. Возможно, в некоторых из них будет проведен комплексный ремонт", - сказал Собянин.

По словам мэра, правительство Москвы сформировало проект бюджета исходя из самых консервативных оценок. "И тем не менее, более 50% расходов бюджета, или 1 трлн руб ежегодно, составляют расходы на выполнение социальных обязательств", - отметил Собянин. В их числе и повышение уровня медицинской помощи.

Москва уже выполнила 5 из 6 нормативов по улучшению состояния здоровья горожан, установленных "майскими" указами президента. Исключение - онкология, "хотя это и не наша вина". "Если исключить из статистики иногородних больных, которые проходят лечение в федеральных онкологических центрах, то и по этому показателю исполнен", - отметил Собянин. По его данным, за последний год число посещений поликлиник выросло на треть при одинаковом уровне заболеваемости. За счет правильной организации работы женских консультаций и роддомов, создания отделений патологии беременных, материнская и детская смертность уменьшилась на треть. Больничная смертность сократилась в три раза. Средняя продолжительность жизни выросла до 77 лет.

Для повышения уровня жизни пенсионеров Москва готова пойти на дополнительные траты и увеличить в марте 2016 года минимальный прожиточный уровень неработающих пенсионеров. "В феврале будет проиндексирована федеральная пенсия. Считаю, что в марте нам надо повысить городские надбавки к пенсии, повысить минимальный прожиточный уровень неработающих пенсионеров на 2,5 тыс. рублей", - сказал мэр. Согласно проекту бюджета Москвы на 2016-2018 годы на доплаты к пенсиям власти Москвы планируют выделить по 113,5 млрд руб. ежегодно. Это самая крупная статья соцподдержки горожан.

Собянин также заверил, что в следующем году рост тарифов на ЖКХ для населения будет ниже уровня инфляции. По его словам, в 2006-2010 годах тарифы в столице росли "больше, чем на 20%". "Мы постарались, чтобы рост тарифов не превышал инфляцию. В 2014 году был вообще минимальный рост за всю постсоветскую историю - около 7%", - отметил мэр. "Постараемся, чтобы и в дальнейшем рост тарифов был меньше, чем инфляция", - сказал Собянин.

Инвестиции в праздники и не только

По словам мэра, улучшается и деловой климат в Москве. Так, за последние пять лет объем инвестиций в экономику столицы вырос в полтора раза. Москва сумела привлечь сотни миллиардов долларов инвестиций. "Мы не конкурируем с Европой за право разместить рестораны "Макдоналдс" или магазины "Ашан". Они будут работать и здесь, и там. Не будут - найдется замена", - отметил мэр.

Он добавил, что конкуренция разворачивается в сфере высокотехнологической промышленности, финансовых услуг или мероприятий привлекательных для туристов. Среди последних Собянин назвал проведение городских праздников, которые так полюбились москвичам и гостям столицы и экономить на проведении фестивалей город не собирается.

"Праздники в Москве были и будут. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, считаю, что себя хоронить рано, надо создавать оптимистические настроения в городе", - отметил мэр. По его словам, средств на праздники в городе выделяется не больше, чем в предыдущие годы, "привлекаем больше частных инвестиций, и самое главное, все это окупается".

Собянин выразил уверенность в том, что Москва справится со всеми трудностями, которые ждут ее в это время. "Я уверен, что Москва, москвичи, предприятия, которые работают в городе, бизнес справятся с проблемами, которые есть сегодня, с честью выйдут из них, как выходили раньше", - сказал Собянин.