МОСКВА, 30 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Мария Дубинская/. В Московском музыкально-драматическом театре "Ромэн" накануне состоялась премьера спектакля "Цыганский рай", поставленного по пьесе драматурга и режиссера Эдгара Эгадзе. В свое время это произведение хотел экранизировать Сергей Бондарчук.
По словам народного артиста Павла Боброва, режиссера-постановщика спектакля, в начале 1990-х с Сергеем Бондарчуком активно велись переговоры о съемках. "Сергей Федорович согласился не только экранизировать пьесу, но и сыграть в картине главную роль. К сожалению, судьба распорядилась иначе: в 1994-м году Бондарчука не стало, и спонсоры тотчас же отказались финансировать этот проект, все свернулось, так, по сути, и не начавшись. И лишь сегодня, спустя 18 лет, нам удалось воплотить замысел, правда, пока только на театральной сцене" - рассказал ИТАР-ТАСС Павел Бобров.
"Наша постановка создана в память о тех цыганах, которые погибли во время Второй мировой войны - по разным данным, их численность составляет от 700 000 до 2 миллионов человек. Между тем, "Цыганский рай" - это спектакль не только о цыганах и не только для цыган. А еще – это спектакль, все-таки, не о войне. Нет: война – это "трагический фон" нашей притчи. Войну мы умышленно не показываем в "концентрированном виде". На примере отдельно взятого народа мы создали общечеловеческую историю. В ней повествуется о том, как раскрывается личность человека, попавшего в водоворот драматических событий. Основным является внутренний мир людей, борьба сил добра и зла за их души. Это рассказ о чувствах и поступках – о самопожертвовании, ненависти, подлости, предательстве, о том, как наперекор всему, ростки любви и сочувствия способны выжить даже посреди ужаса, боли и горя... Для нас было очень важно достучаться до сердца каждого зрителя вне зависимости от его национальности. Надеемся, что это удалось!" - отметил народный артист России Павел Бобров.
"Сюжет основан на реальных событиях, но мы специально не акцентировали внимание на том, где именно действие разворачивается – где-нибудь в Румынии, или у нас, под Смоленском. Мы вышли за географические рамки. Главным было показать то, какой может быть роль личности в истории - будь то история целого мира, или судьба простых влюбленных. Одному человеку – в данном случае, немецкому солдату, этому крохотному "винтику" гигантской военной махины, зачитывается приказ о перегоне "на уничтожение" цыганского табора - людей, таких же, как и он сам, но всего лишь иных по крови. Другому человеку – вожаку табора, своих соплеменников необходимо спасти. Во что бы то ни стало. Дальше мы наблюдаем за метаморфозами персонажей, ведь война – это увеличительное стекло. Колоссальный стресс, голод, страх смерти... Такие обстоятельства обнажают, делают более выпуклыми все качества человеческой натуры – и достоинства, и пороки" - подчеркнул сценарист спектакля и писатель Владислав Старчевский.
Одну из главных ролей в спектакле исполняет Роман Грохольский, народный артист России и председатель Национального совета по культуре, искусству и социальной защите цыган России. Он сообщил, что вместе с единомышленниками сейчас работает над проектом киностудии "Рома Фильм", на базе которой будут создавать фильмы и передачи, посвящённые жизни, традициям и истории цыган нашей страны. "Экранизация по пьесе Эдгара Эгадзе, которую, к огромному сожалению, не удалось осуществить великому режиссеру Сергею Бондарчуку, несомненно, станет одной из наших приоритетных задач. А пока – приглашаем всех в театр "Ромэн" на наш спектакль. Мы считаем, что эта постановка особенно важна для молодого поколения россиян".
Справка
Московский Театр "Ромэн" - единственный в мире профессиональный цыганский театр. Он был основан 24 января 1931 года как "Индо-ромэнский театр-студия". В минувшем году театр отметил 80-летний юбилей. Художественный руководитель театра – народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Николай Алексеевич Сличенко. В репертуаре театра – русская классическая и национальная цыганская проза. Зажигательные танцы, яркие костюмы и цыганские песни – обязательные атрибуты каждого спектакля.
Фото Дмитрия Дубинского