11 ноября 2016, 14:10
Малый бизнес. Интервью

Александр Калинин: малый бизнес стал активнее приглашать на работу и повышать зарплату

Юрий Машков/ ТАСС
Президент общественной организации "Опора России" Александр Калинин рассказал, что было сделано для предпринимателей страны за 14 лет и как изменилось отношение россиян к бизнесу

Президент одной из крупнейших и старейших общественных организации, защищающих интересы малого и среднего бизнеса, "Опоры России" Александр Калинин проанализировал в беседе с ТАСС, что было сделано для предпринимателей страны за 14 лет и за первую половину срока его полномочий на посту (избран президентом организации 29 октября 2014 года), как изменилось отношение россиян к бизнесу за последние годы и какие пробелы в законодательстве еще предстоит заполнить.

В настоящий момент "Опора" объединяет около 450 тыс. предпринимателей, которые создают более пяти миллионов рабочих мест, включает 85 региональных отделений.

- "Опора России" была создана в 2002 году, скоро у нее пятнадцатилетний юбилей. Чего удалось добиться за 14 лет, каким образом улучшилось предпринимательство в России?

- Самое главное - удалось создать крупнейшее объединение предпринимателей России. Была проведена большая работа, причем сотнями тысяч граждан. Это наша общая заслуга. Когда мы начинали - а я тоже стоял у истоков этой организации - и малый, и средний бизнес понимал: если он не объединится в рамках всей страны, то он всегда будет "на задворках истории".

Самое главное - удалось создать крупнейшее объединение предпринимателей России. Была проведена большая работа, причем сотнями тысяч граждан. Это наша общая заслуга

Представьте себе: в среднем в микро- и малом бизнесе у нас работают 5,2 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плюс есть еще самозанятые - по экспертным оценкам, их примерно столько же, если не больше (точно число самозанятых неизвестно в силу "серой" деятельности значительной их части. - ТАСС). Каждый из них ведет предпринимательскую деятельность, однако их голоса порознь недостаточно громкие, чтобы вести диалог с федеральной, региональной и муниципальной властью.

Плюс есть огромная система контрольно-надзорных и правоохранительных органов. С этими структурами, которые олицетворяют собой государство, нужно качественно и на партнерских началах работать. Для этого необходима общероссийская организация, в которой есть штатный персонал - профессиональные эксперты, опирающиеся в своей работе на миллионы добровольцев.

Я тоже стоял у истоков этой организации - и малый, и средний бизнес понимал: если он не объединится в рамках всей страны, то он всегда будет "на задворках истории"

За последний год достигнута договоренность о сотрудничестве сразу с несколькими профильными организациями, которые призваны поддерживать МСБ: с Федеральной корпорацией поддержки малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), с РЖД, фондами развития промышленности и развития моногородов, электронной торговой площадкой "РТС Тендер" и другими.

- Если сравнивать 2000-е и 2016 год, есть какие-то принципиальные отличия в ведении бизнеса? Как изменилось отношение общества?

- Бизнес изменился кардинальным образом. Во-первых, качество жизни в стране очень сильно выросло за это время - катастрофическая во многом деградация, которая произошла в 90-е годы после развала Советского Союза, была преодолена. Качественно поменялся сам бизнес: он стал более патриотичным и более профессиональным. Малый бизнес стал предъявлять совершенно другие запросы.

Негатив к малому бизнесу, который часто бывал прежде в обществе, уходит

В конце 90-х было очень много патерналистских настроений, каких-то иллюзий, что мы сейчас бросимся в объятия Запада и он нам поможет. Сейчас по тому, как ведут себя наши члены, мы видим: они рассчитывают только на себя.

Негатив к малому бизнесу, который часто бывал прежде в обществе, уходит.

- Как строятся взаимоотношения с властью сейчас? Ведь мы еще пока "сырьевая экономика", в которой внимания к "малышам", по идее, мало.

- Очень показательно, что на нашей странице в Facebook предприниматели от Калининграда до Владивостока говорят о том, что рассчитывают прежде всего на свои силы, не ждут никаких поблажек или льгот. При этом они обеспечивают занятость минимум 30% (порядка 20 млн трудоспособного) населения, не сидят на шее у государства, не получают пособия по безработице, кормят себя и тех, кто находится у них на предприятии.

Но они хотят честных, стабильных и понятных правил игры. Именно поэтому наша главная задача - помочь им создать благоприятную среду для бизнеса. Мы постоянно контактируем с Федеральным собранием, федеральными органами исполнительной власти, руководством регионов России и муниципальных образований.

Внимание власти к сектору МСБ (малый и средний бизнес. - ТАСС) существенно возросло за последние годы.

На уровне руководства страны создан совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте России, экономический совет, рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, рабочая группа по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Другое дело, что мы не всем довольны: правила ведения бизнеса очень часто меняются. И законотворчество, и правоприменение должны быть прозрачными, справедливыми, а еще - долговременными и прогнозируемыми. "Открытое правительство", по-моему, говорило, что более 300 тыс. нормативно-правовых актов регулируют один только бизнес. У нас каждый день принимается огромное количество таких документов. Этот нескончаемый процесс нужно остановить, провести для начала полную ревизию.

- А есть ли какой-то показатель, по которому можно судить об общем настроении предпринимателей в России и готовности инвестировать в свои проекты?

- Вместе с Промсвязьбанком и консалтинговой группой "Маграм" выпускаем индекс самочувствия малого и среднего бизнеса. Один раз в квартал мы опрашиваем несколько тысяч компаний в разных регионах страны по четырем позициям. Задаем вопросы: "Как у вас с продажами?", "Как у вас с кадрами?", "Как у вас с доступностью финансирования?" и "Готовы ли вы инвестировать в свой бизнес?"

Мы ведем индекс RSBI ровно два года. Он фиксирует самочувствие в сегменте микро-, малого и среднего бизнеса. Индекс рассчитывается по различным сферам деятельности (производство, торговля, сфера услуг) и на основании четырех компонентов: продажи (вес 0,3), кадры (вес 0,2), доступность финансирования (вес 0,25) и внутренние инвестиции (вес 0,25).

Мы ведем индекс RSBI ровно два года. Он фиксирует самочувствие в сегменте микро, малого и среднего бизнеса

Если значение индекса менее 50, то ситуация ухудшается, если выше 50 - улучшается. Мы видели его очень серьезный спад в конце 2014 года и в конце 2015 года, то есть российская экономика W-образно развивалась.

Сейчас, в третьем квартале 2016 года, показатели индекса практически вернулись к третьему кварталу 2014 года: еще есть спад, потому что индекс меньше 50, в третьем квартале 2014 года индекс был 46 пунктов, а в третьем квартале 2016 года составляет 44,9 пункта. Зато по кадрам наш бизнес уже почти полгода в "плюсе", начиная с первого квартала этого года индекс вырос с 50,6 до 52,2 в третьем квартале 2016 года. То есть малый бизнес стал приглашать на работу и повышать зарплату.

Уровень продаж вернулся в общей массе к 2014 году, тогда он составлял по индексу 49, а сейчас составляет 49,5. Хотя очевидно, что за эти два года малый, средний бизнес очень сильно изменился, то есть люди поменяли ассортимент или рынки, кто-то разорился, а кто-то начал бизнес.

Проблемы мы фиксируем две. Первая: рентабельность очень резко снизилась. Продажи остались примерно на уровне, но себестоимость продукции выросла из-за ослабления рубля. Плюс выросли тарифы, компании были вынуждены поднять зарплату. Таким образом, у компаний очень сильно упала прибыль, люди работают порой на грани рентабельности.

И вторая проблема: готовность к инвестициям находится на очень низком уровне. Тем не менее за последние полгода доля тех, кто все-таки стал это делать, выросла в два раза - с 7 до 15%.

Таким образом, позитивный тренд мы наблюдаем во всех компонентах. По нашим замерам, в 2017 году малый и средний бизнес в России выйдет на траекторию роста.

- Каких конкретных результатов удалось добиться в плане поддержки малого, среднего и микробизнеса?

- В конце 2014 года количество субъектов малого бизнеса и микробизнеса снижалось, причем за 2013-2014 годы оно упало на 10%. Мы попросили тогда администрацию президента провести государственный совет, посвященный малому и среднему бизнесу. На нем президент нашей страны отметил, что ситуация в малом бизнесе вызывает тревогу: наметился отток людей из этой сферы. По итогам госсовета было принято 21 поручение, и их исполнение мы поставили на общественный контроль.

Кроме того, по инициативе "Опоры" эти поручения были интегрированы в план экономического развития правительства Российской Федерации.

По данным на 1 сентября этого года, за последние полтора года количество микробизнеса, индивидуальных предпринимателей в частности, выросло на 5%. Кардинально был решен вопрос по единому институту развития малого и среднего бизнеса - указом президента России была создана Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства.

Это было предложение "Опоры России": мы взяли за основу опыт Франции. Корпорация начала системно заниматься вопросом закупок у малого и среднего бизнеса со стороны госкомпаний. В этом году этих закупок для малого бизнеса будет гарантировано примерно на 1,5 трлн руб. Было также полностью переформатировано кредитование малого бизнеса с национально-гарантийной системой: мы добились того, что под кредитование по разумной ставке попали кредиты от 10 млн руб. на три года.

Кроме того, субъекты РФ могут теперь создавать микрофинансовые организации, кредитовать малый бизнес до трех лет и до трех миллионов рублей, и многие субъекты это делают - под 5-7% годовых кредитуют.

Также сейчас полностью меняется концепция контроля и надзора. По итогам январского форума "Опоры России" по поручению президента было внесено изменение в КоАП РФ, в котором впервые четко было прописано, что после первой проверки для малого и среднего бизнеса должна быть применена санкция предписания - предупреждения, но не штрафования.

Она уже начала действовать с 4 июля, и я надеюсь, что органы контроля и надзора будут неукоснительно соблюдать российское законодательство, а мы будем это мониторить. Кроме того, президентским законом был введен трехлетний мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Сейчас вместе с "Открытым правительством" мы добиваемся, чтобы был полностью переформатирован общий блок контроля и надзора - перенацелен на рискоориентированность, профилактику, но не на штрафование.

Благодаря этим и другим мерам мы начали шаг за шагом улучшать ситуацию в микробизнесе. Понятно, что кризис, непросто все, но тем не менее... Чего не удалось добиться - так это изменения ситуации в среднем бизнесе и в "серьезном" малом. У нас "средних" предприятий 20 тыс., "малых" предприятий - порядка 200 тыс., а микропредприятий - более пять миллионов.

Проблема в том, что нет стимулов расти из микробизнеса в средний бизнес. Как только ты начинаешь расти, степень контроля и налоговые режимы становятся гораздо жестче. С упрощенной системой налогообложения, когда оборот более 120 млн руб., ты должен будешь перейти на обычную, тебя начинают гораздо чаще проверять. Ты становишься интересен недобросовестным людям. Есть даже карикатура: там человек стоит, поливает дерево - оно начинает расти, а сзади него уже стоят лесорубы и ждут.

Поэтому мы говорим о том, что для среднего бизнеса должны быть четко прописаны те преференции, которые получает динамично растущий малый, средний бизнес, - у нас их нет. Нам нужно над этим вопросом думать и решать его вместе с правительством России.

- Чего удалось достичь в плане поддержки самозанятых граждан РФ?

- У нас есть два поручения президента по самозанятым, но они до сих пор не выполнены. Система контроля, надзора, непомерные социальные взносы загнали людей "в гаражи" - так, что им выгоднее вообще нигде не числиться и ничего не платить, а пенсию они все равно получат. Естественно, сектор теневой экономики в нашей стране очень большой, и это порождает несправедливую конкуренцию с малым бизнесом в том числе.

Вопрос ставится о том, чтобы два года самозанятый не платил никаких налогов и социальных взносов.

С другой стороны, приобретая статус самозанятого, человек может, помимо всего прочего, быть полностью защищенным правоохранительной системой.

К примеру, няня, работает в семье. Проработав месяц, она слышит: "Ты нам не понравилась, мы тебе ничего платить не будем". Куда она обратится в сегодняшней ситуации? А если она имеет статус самозанятого, к примеру, и подписала договор, то извините: она может пойти в суд, и суд встанет на ее сторону.

По иностранным гражданам, если они из СНГ, то для них у нас были приняты очень хорошие законы. Они сейчас покупают патент - чуть ли не 1000 руб. в месяц - и спокойно могут работать. То есть у нас статус самозанятых для граждан СНГ уже создан, и это положительный опыт. А вот для граждан своей страны такое решение не создано.

Вокруг этого большого слоя самозанятых кормится целая система. Их кто-то, как говорят, "крышует" - к примеру, незаконное производство. То есть таким образом мы криминализируем и правоохранительную систему, чего не нужно делать.

Тема самозанятости населения имеет в нынешних условиях крайнюю значимость, и мы надеемся, что к дискуссии подключится новый состав Госдумы России.

- Насколько сильно навредила развитию бизнеса в России непростая внешнеэкономическая ситуация?

- Нам удалось доказать, несмотря на все внешние вызовы, что лучший ответ любым санкциям - это внутренняя экономическая свобода, гарантии предпринимательства в нашей стране, улучшение бизнес-климата. Бизнес-объединения убедили и Минфин, и правительство, и президента, что не нужно несколько лет поднимать налоги.

"Опора России" считает, что для того, чтобы придать необходимую динамику экономическому росту, в бизнес должны прийти огромные слои населения

Сейчас ведется системная работа по преференциям для отечественных производителей. "Опора России" считает, что для того, чтобы придать необходимую динамику экономическому росту, в бизнес должны прийти огромные слои населения. После 90-х и 2000-х мы видим "третью волну" - она есть, она готова прийти в бизнес и приходит, и мы не должны этих людей разочаровать!

- Кто в основном эти "новички"?

- Прежде всего речь идет о женском предпринимательстве. По исследованию, которое провела "Опора", у нас только 25% женщин занимается бизнесом, причем еще 25% рабочего возраста хотят прийти в бизнес малый и средний. Но у них не хватает финансов, знаний, и они просто боятся риска.

Соответственно, чтобы они пришли, нужно разработать программу поддержки. Это мы будем делать вместе с Корпорацией МСП, Александр Браверман (глава корпорации. - ТАСС) уже дал согласие. Второе, что им нужно, - это обучение. Третье - программа популяризации: чтобы снять страхи. Мы создали комитет по женскому предпринимательству, возглавляет его член президиума "Опоры России", член правления ВТБ24 Надия Черкасова.

- Почему вы решили пойти на эту довольно непростую должность - главы "Опоры России"?

- Должность действительно непростая. "Опора" не является государственной структурой. Мы не получаем финансирование из федерального бюджета, существуем на членские взносы, а ведь еще нужно убедить наших членов, почему им нужно содержать организацию и чем она им может быть полезной. В малом бизнесе все в основном вертится вокруг "полезно" или "бесполезно". Если бесполезно, то бизнесмен, в общем-то, твердой рукой урезает расходы.

Почему я пришел? Начинали мы все в 2001 году с некоммерческого партнерства под руководством первого президента "Опоры" Сергея Ренатовича Борисова. Я был одним из учредителей организации в области: восемь лет возглавлял Челябинское региональное отделение. Затем три года был вице-президентом "Опоры России", то есть прошел все ступени в организации, и мне хочется, используя предпринимательский и общественный опыт, вывести организацию вместе с коллегами на качественно новый профессиональный уровень.

Я пришел в достаточно сложный период. За два года мы смогли привнести во многом бизнесовые подходы в организацию работы. В частности, ввели для всех региональных отделений систему оценки эффективности их деятельности по множеству показателей. Теперь они четко знают те показатели, по которым мы принимаем решение о результативности работы на местах. Та же самая система внедрена для оценки деятельности наших комитетов и комиссий.

- По каким конкретно параметрам вы оцениваете отделения?

- В основном численность активных членов, их участие в экспертной работе, уровень взаимодействия с региональной властью, количество местных отделений, количество штатных сотрудников исполнительной дирекции, а также информационная работа - наличие сайта, страницы на Facebook, количество публикаций в СМИ.

- Количество решенных проблем предпринимателей учитывается в данном случае или нет?

Мы для этого и существуем! Служить интересам всего предпринимательского сообщества

- Вообще мы для этого и существуем! Служить интересам всего предпринимательского сообщества. Для этого у нас долгое время существует и достаточно плодотворно работает Бюро по защите прав предпринимателей, во всех регионах стоит задача сделать все возможное, чтобы каждый обратившийся в "Опору России" предприниматель был уверен в том, что получит поддержку, что он будет услышанным. И чем успешнее отделение будет в этом направлении, тем больше членов в нем будет состоять.

- Какие у вас регионы в числе лидеров, а какие отстают?

- В числе лидеров - Московское областное, Тюменское, Челябинское, Владимирское, Кемеровское, Ярославское отделения, отделения в Башкортостане, Татарстане, Крыму, а также на Кубани и Дону, в Новосибирске, Приморье и других. Отстающих мы просто "выносим за скобки" и предлагаем председателю найти себе замену. К примеру, так случилось с Пензой и Кировом - мы сейчас там ищем новых руководителей отделений.

 

Беседовала Юлия Ермилова