16 июня 2016, 13:15,
обновлено 9 июня 2016, 10:52
Новая геоэкономическая динамика

Круглый стол "Жизнь после санкций. Возвращение Ирана на глобальные рынки"

Отмена большинства международных санкций в отношении Ирана "возвращает" эту страну в мировую экономику и открывает соревнование ведущих мировых держав за многомиллиардные контакты

Отмена большинства международных санкций в отношении Ирана "возвращает" эту страну в мировую экономику и открывает соревнование ведущих мировых держав за многомиллиардные контакты. Однако и Ирану есть что предложить миру. Огромные запасы природных ресурсов делают эту страну одним из ключевых игроков на рынке углеводородов: от действий Тегерана во многом зависит уровень цен на нефть и газ. Таким образом, прямо и опосредовано снятие санкций с Ирана оказывает значительное влияние на российскую экономику.

  • В Исламской Республике ожидают, что ежегодный объем иностранных инвестиций в течении ближайших лет может составить $50 млрд.
  • Италия уже подписала ряд соглашений с Ираном на €17 млрд, Франция – на €15 млрд, в том числе масштабную сделку на поставку 100 самолетов Airbus.
  • Вашингтон не снял все свои запреты на ведение дел с Тегераном, поэтому американский бизнес вынужден просто наблюдать, как конкуренты осваивают перспективный и прибыльный иранский рынок.
  • Географическое положение Ирана определяет большой интерес к со стороны Китая, который занимается реализацией масштабного инфраструктурно-транспортного проекта "Нового Шелкового пути и планирует активно вовлекать в него Иран.
  • В планах Китая – достичь объема двусторонней торговли в $600 млрд и инвестировать только в нефтяную отрасль Ирана до $60 млрд.
Россия не отстает от зарубежных конкурентов и работает над контрактами в самых разных сферах. В прошлом году были подписаны межгосударственные соглашения на $40 млрд.
  • Однако для реализации договоренностей на практике еще предстоит провести значительную работу, в том числе и по согласованию условий финансирования сделок.
  • Обеспечение финансирования со стороны продавца – важная особенность работы в Иране. Неслучайно, сделка по покупке Airbus на 85% будет профинансирована европейской стороны. Россия в свою очередь согласилась выделить Ирану кредит на $5 млрд.
  • В числе крупнейших российских проектов в Иране – строительство новых энергоблоков АЭС "Бушер" и железных дорог. Есть значительный потенциал для работы таких компаний как "Уралвагронзавод", ГСС Сухого, "Лукойл", а холдинг "Интеррос" инвестировал уже $300 млн в местные IT и телеком - компании.
  • Нефтегазовая сфера занимает отдельное место в российско-иранских отношениях.
  • Широко распространены представления о том, что иранская нефть уже сейчас, а газ – чуть позднее – начнут теснить российский экспорт как в Европе, так и на азиатских рынках. Однако есть в этом направлении и обширное поле для взаимодействия. В частности, "Роснефть" изучает возможность для сотрудничества с Ираном.
  • Между тем, иранские товары имеют хороший потенциал на российском рынке, особенно в продовольственной сфере - в условиях контрсанкций против европейских и американских производителей.
  • Например, по оценкам иранской стороны только экспорт молочных продуктов из Ирана в Россию в этом году может составить $500-800 млн.
Модератор: Матиас Брюгман, глава международного направления, Handelsblatt

Выступающие: Алексей Башкиров, Заместитель генерального директора по инвестициям Группы "Интеррос"; член совета директоров ПАО "ГМК "Норильский никель". После снятий санкций с Ирана "Норильский никель" одним из первых иностранных инвесторов вышел на рынок этой страны, Мохаммад Реза Нематзаде, министр промышленности, шахт и торговли Исламской Республики Иран, Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации, Чарльз Робертсон, главный экономист Renaissance Capital, Мехди Санаи, Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации, Педрам Солтани, вице-президент Торгово-промышленной палаты Исламской Республики Иран, Амир Хоссейн Заманиниа, Заместитель Министра нефти по международным и коммерческим вопросам Исламской Республики Иран.

Проблемы:

  • Торговые отношения РФ и Ирана не соответствуют высокому уровню политического диалога
"Торговые отношения двух стран сейчас не соответствуют высокому уровню политического диалога. Над этим надо серьезно работать и поднимать торговые отношения", - посол Ирана в РФ Мехди Санаи.

"Мы действительно могли бы увеличить торговый оборот, который, к сожалению, в прошлом году составил всего $1 млрд 300 миллионов. В этом году мы наблюдаем увеличение торгового оборота уже на 67%. Тем не менее, это мизерный торговый оборот, потенциал гораздо больше, и мы с нашими коллегами готовы решать проблемы". Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации.

  • Недостаток прямого авиасообщения
"Еще недавно из Москвы в Тегеран летал только "Аэрофлот",  - посол Ирана в РФ Мехди Санаи.

По словам посла, на данный момент еще три авиакомпании со стороны России планируют организовать по 12 рейсов в неделю в разные города Ирана.

  • Недостаток финансовых инструментов для двустороннего сотрудничества
"В санкционный период мы были лишены свободного доступа к международным рынкам. Однако мы надеемся, что после санкций мы вновь включимся в международную банковскую деятельность и практику",- Хусейн Якуби-Мияб, генеральный директор департамента международного сотрудничества, Центробанк Ирана

Решения:

  • Россия и Иран могут в ближайшее время реализовать проекты на $40 млрд
"На сегодня общий объем проектов - мы посчитали с нашими коллегами, и эта цифра, наверное, одинаковая в наших суждениях - порядка $40 млрд. Это минимальный потенциальный уровень тех проектов, которые могут быть реализованы в ближайшее время", - Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации.

По словам министра, в настоящее время уже подготовлены два больших контракта с Ираном на общую сумму $2,5 млрд долларов и найдены источники финансирования за счет кредитования иранской стороной: это контракты, касающиеся двух теплоэлектростанций, четыре блока по 350 мегаватт в рамках развития электроэнергетики Ирана, а также реконструкции железнодорожной линии.

"Россия приняла активное участие в снятии санкций (с Тегерана - ТАСС) и этот шаг позволяет нам с оптимизмом смотреть на развитие наших отношений с целью развития торговли", - подчеркнул Александр Новак.

  • Необходимо привлекать больше негосударственных структур
"У нас отношения очень "государственные", необходимо привлекать больше негосударственных структур, компаний. Бизнес должен более серьезно участвовать, есть очень серьезные договоренности и контракты, нуждающиеся в финансовой поддержке. Предпосылки созданы, многие барьеры преодолены. Надеемся, что 2016-й и 2017-й годы станут временем реализации документов", - посол Ирана в РФ Мехди Санаи.
  • Расширение направлений сотрудничества 
"Совсем недавно Россия отошла от контактов с Турцией в части поставок пищевых продуктов... В ближайшем будущем мы сможем закрыть большой спрос России в этих видах продуктов", - Педрам Солтани, вице-президент ТПП Исламской Республики Иран.

"Говоря о разработке месторождений, мы рассматриваем различные варианты, не только в двухстороннем, но и в трехстороннем формате, с участием европейской и российской стороны", - Мохаммад Реза Нематзаде, министр промышленности, шахт и торговли Исламской Республики Иран.

Министр также рассказал, что сейчас идут переговоры (по самолету Sukhoi Superjet ("Сухой Суперджет"), но цель Ирана заключается в совместном производстве.

"У нас есть авиационная промышленность, мы заинтересованы в том, чтобы это дело реализовалось именно совместными усилиями", - подчеркнул Мохаммад Реза Нематзаде.

  • Восстановление финансовой стабильности и независимости Ирана
Об этом подробно говорил Хусейн Якуби-Мияб, генеральный директор департамента международного сотрудничества Центробанка Ирана:

"Сразу после снятия санкций Иран обратился в ряд европейских банков для того, чтобы счета были разморожены. Что касается кредитных линий, которые Иран может получить после снятия санкций, то мы начали урегулирование наших счетов, платежи по которым были задержаны. И мы сейчас уже практически все просрочки урегулировали".

"Мы сейчас находимся в процессе восстановления корреспондентских связей с Россией. Позитивная вещь в том, что мы начали переговоры с Газпромбанком и мы выполнили все рекомендации. Но мы ожидаем еще больше (российских банков - ТАСС). Сейчас у нас нет вопросов, связанных с санкциями, поэтому мы рассчитываем на развитие корреспондентских связей".

"Мы сейчас в процессе расследования этого вопроса (заморозки иранских средств в США). Мы уже направили группу правительственных экспертов в США. И я уверен, что эта проблема будет в скором времени решена".