ЕКАТЕРИНБУРГ, 2 февраля. /ТАСС/. Уральские газовики внедрили технологию, позволяющую увеличить пробег автомобиля на одной газовой заправке в 3-4 раза.
Как рассказал Давид Гайдт - генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" (100-процентное дочернее общество ОАО "Газпром"), использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива взамен КПГ (компримированный или сжатый природный газ) увеличивает пробег автомобиля на одной заправке с 200-250 до 600-800 км. Газ в сжиженном виде занимает объем в 600 раз меньший, чем в газообразном, и если залить в криобак 200 литров СПГ, это будет эквивалентно 120 тысячам литров газообразного метана.
Тем временем "Газпром трансгаз Екатеринбург" первой в мире разработала и внедрила технологию и установку получения сжиженного природного газа (СПГ), используя охлаждение самого метана при его расширении. "СПГ, полученный по новой технологии, в 1,5 раза дороже сетевого газа. Но себестоимость того СПГ, который получают сегодня по традиционным технологиям, дороже сетевого газа в 4 раза. На 1 кг СПГ по новой технологии тратится 5 ватт энергии, а в обычной – от 500 до 800 ватт. Вот и считайте", - сказал Гайдт.
Раньше автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) газовики были вынуждены ставить там, где есть газопровод, и были привязаны к газовой трубе. Малое число АГНКС было главным тормозом распространения автомобилей на газомоторном топливе в России.
Теперь можно будет располагать газовые заправки там, где есть автомобильный поток и удобно водителю – в городе, на трассе, в автобусных парках. "Мы уже получаем товарный продукт, который можно закачать в цистерну и строить заправки практически в любом месте. Первый завод близ Екатеринбурга имеет мощность 3 тонны в час, однако масштабирование технологии предполагает строительство комплексов мощностью 25, 50 и 100 тонн в час. Поскольку технология рентабельна при перевозке полученного газа на расстояние до 300 км, "малые" комплексы могут обеспечивать газом отдаленные населенные пункты, позволят формировать сеть газовых заправок вдоль автотрасс, на железных дорогах и топливных бункеровочных базах в пароходствах", - рассказал он.
При этом переоборудования автомобилей, работающих на КПГ, практически не потребуется - надо лишь заменить газовые баллоны на криобак.
По словам Гайдта, сейчас Газпром ведет совместную работу с ФСТ по установлению тарифов на СПГ для развертывания технологии по всей стране, чтобы они были интересны как производителю, так и потребителю. Газовики рассчитывают на частных инвесторов, заинтересованных в развитии такой сети доступных заправок.
ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" осуществляет обслуживание объектов газотранспортной системы, транспортировку и распределение голубого топлива на территории четырех областей: Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской. В зонах производственной деятельности Общества эксплуатируется более 8700 км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 13 компрессорных станций, 280 газораспределительных станций (ГРС), 31 АГНКС.