Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Big Data в социологии: дань моде или вызов времени?

17 марта 2015, 15:20 UTC+3

В Москве состоялась V международная социологическая Грушинская конференция "Большая социология: расширение пространства данных"

Поделиться
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 17 марта /Пресс-служба РАНХиГС/ -- V Международная социологическая Грушинская конференция "Большая социология: расширение пространства данных" состоялась 12-13 марта в Президентской академии (РАНХиГС).

Конференцию организовали совместно РАНХиГС, ВЦИОМ, Фонд ВЦИОМ. В рамках конференции прошли дискуссии и десятки мероприятий с участием ведущих социологов России. V международная социологическая Грушинская конференция стала самой масштабной за все годы проведения, это крупнейшее событие года в области прикладной социологии: зарегистрировались более 1300 человек (в 2 раза больше, чем в прошлом году) из 70 городов, 400 организаций; с докладами выступили 150 экспертов.

Главной темой экспертной конференции стало расширение пространства данных в социологии. Открылось мероприятие пленарным заседанием на тему "Большая социология: интеграция новых данных и экспансия в междисциплинарность", ключевой вопрос повестки: как интегрировать "большие данные" (Big Data) в социологию. Во  вступительном слове генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров сформулировал его так: "Как социология может ответить на вызов последних 5-7 лет, когда  данные превратились в обильные и полноводные, вышли из берегов?  Big Data – это ложный путь или огромная возможность?". Эксперт отметил, что наблюдается расширение пространства данных и поиск новых путей междисциплинарной интеграции.

Интерес к Big Data все более очевиден не только в исследовательском секторе, но и в коммерческих проектах. По мнению генерального директора GfK Russia Александра Демидова, "большие данные – это большие перспективы, они могут определить судьбу маркетинговых исследований в ближайшем будущем". На сегодня собран огромный массив данных, которые могут успешно использовать социологи, маркетологи, консалтеры, госслужащие и другие. Big Data уже активно используется в панелях OMI, IBM, Яндекс и т.п. Например, по результатам применения панели OMI выяснилось, что по онлайн-поведению пользователей Интернета можно (не задавая вопросов!) узнать их пол, возраст, место проживания, жизненные события, интересы и т.д. и даже предугадать некоторую последовательность действий в оффлайне.

Руководитель Группы ЦИРКОН Игорь Задорин назвал Big Data "вызовом для социологического профсообщества". Ведь, "вполне может возникнуть вопрос – зачем продолжать спрашивать у людей об их поведении, если можно получить эту информацию изучая большие данные?" - пояснил эксперт. Он обратился к участникам с призывом – принять участие в революции изучения социальной реальности: "Призываю спикеров сконцентрироваться не только на конкретных вопросах, но и на практических кейсах. От того, сможет ли индустрия принять этот вызов, зависит наша перспектива".

Старые форматы опросных технологий устаревают, а новым трендом и одним из приоритетных направлений развития крупных исследовательских компаний становится "планшетизация" опросов. Еженедельное исследование "Омнибус ВЦИОМ" уже проводится на планшетах, и благодаря этому процесс обработки данных стал более быстрым и качественным. Глава Росстата Александр Суринов заявил, что ближайшая микроперепись населения (1-31 октября 2015 г.) пройдет с применением планшетов. Спикер пояснил, что, видя большую бумажную анкету, респондент теряется и чаще отказывает от участия в опросе.

На уникальном мастер-классе на тему "SMS-интервью vs. голосовое интервью: результаты экспериментов" американский социолог, директор программы опросной методологии Мичиганского университета Фредерик Конрад отметил: "У этих технологий определенно есть большое будущее. И есть существенное преимущество перед голосовым интервью: у респондентов есть время подумать, а это позволяет получить более качественные ответы".
Является ли этика барьером внедрения новых технологий? Этот вопрос обсуждался на профильных круглых столах и секциях. По мнению руководителя Группы ЦИРКОН Игоря Задорина, большая социология – это, прежде всего "большое профессиональное сообщество, мультидисциплинарность и многометодичность". В ходе конференции были озвучены последние результаты сравнительных исследований стран евразийского континента.
В рамках двух круглых столов обсуждались также задачи социологических ассоциаций; профессиональный стандарт социолога. Докладчики рассказывали о реализации приоритетных направлений развития российской политики. Были представлены статистические данные как самостоятельные источники смыслов и пониманий в обществе. Эксперты представили доклады о проблемах старения и особенностях изучения социального поведения детей и подростков в современном обществе.

Среди экспертов конференции были также: президент ФОМ Александр Ослон, директор компании OMI Александр Шашкин, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин, заведующий кафедрой теории и истории социологии социологического факультета РГГУ Жан Тощенко, заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуард Понарин и многие другие.

 

Контакты:

Дмитрий Соколов, пресс-секретарь РАНХиГС

Тел.: +7 (903) 788-38-02

Пресс-служба ВЦИОМ

Тел.: +7 (495) 748-08-07, доб (222)

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама