МОСКВА, 6 апреля /Координационный центр национального домена сети Интернет/ -- Шестой российский форум по управлению интернетом RIGF 2015 пройдёт 7 апреля 2015 года в Москве. Форум организован Координационным центром национального домена сети Интернет при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Технического центра Интернет, Лаборатории Касперского, ICANN и РАЭК. Участники Форума обсудят наиболее актуальные проблемы современного устройства глобальной сети и подходы к управлению интернетом, которых придерживаются разные страны. На одной из секций, "Сверху вниз и наискосок", представители стран БРИКС расскажут о том, как представляют себе будущее интернета самые быстроразвивающиеся экономики мира.
В преддверии мероприятия некоторые участники рассказали, какие вопросы управления глобальной сетью считают самыми важными. В опросе приняли участие Олег Демидов, директор программы "Международная информационная безопасность и управление интернетом" ПИР-центра, Лаки Масилела, генеральный директор ZACR, регистратуры доменов Южно-Африканской Республики, и Парминдерджит Сингх, исполнительный директор индийской неправительственной организации IT for Change.
Какие общие для стран БРИКС вы можете назвать, когда речь идет об управлении интернетом?
По мнению Лаки Масилелы, главным вызовом для всех стран БРИКС является, прежде всего, отсутствие единого понимания, что же такое управление интернетом: "Основной и самой большой проблемой для всех нас является то, что мы не можем прийти к соглашению, что именно считать управлением интернетом и какая модель подходит для этого лучше всего".
Господин Сингх выделяет две главные проблемы глобального управления интернетом.
Первая - это стремление интернета к излишней централизации: "Как мы можем видеть сейчас, основная экономическая мощь и денежный поток, связанный с интернетом, сосредоточен в США и еще нескольких богатых странах, которые, соответственно, получают преимущество в вопросах разработки политик управления сетью. Это серьезный вопрос, который требует соответствующего подхода и самого тщательного исследования". Второй момент, на котором он остановился - неравноправное участие различных стран в вопросах управления сетью: "В настоящее время не существует какой-то одно доверительной площадки, на которой все страны были бы представлены в равной степени. Это требует от нас разработки глобального механизма управления интернетом, причем не только инфраструктурной и технической части, но и создания соответствующих правовых механизмов. Это помогло бы снизить роль монополий и увеличить степень децентрализации сети для того, чтобы стимулировать экономику как стран БРИКС, так и многих других".
Представитель ПИР-центра Олег Демидов перечисляет целый ряд общих для стран БРИКС вызовов и задач в области управления интернетом: "Один из вызовов для стран форума - обеспечение своего адекватного представительства в системе управления интернетом и пропорционального участия в глобальной дискуссии по ключевым вопросам и процессам, таким как IANA oversight transition, например.
Также для всех стран форума общим вызовом остается ограничение правовых и технических возможностей для глобального электронного шпионажа и незаконного доступа к персональным данным пользователей.
Существуют различные возможности правового ограничения глобальной слежки в интернете - от применения инструментария Вассенаарских соглашений к используемому для слежки программному обеспечению до выработки глобального аналога бразильского Maro Civil da Internet (возможно, на площадке IGF). Вопрос заключается в том, кто может взять на себя роль лидера в выдвижении и продвижении такой инициативы - страны БРИКС имеют такой потенциал.
На техническом уровне, ограничение потенциала глобального электронного шпионажа требует от стран БРИКС более тесного и активного взаимодействия с техническим сообществом. Страны БРИКС имеют технологический потенциал и практические наработки (КНР, Россия) для разработки и продвижения собственных стандартов и решений в сфере защиты информации и криптографии.
И последнее - для всех стран БРИКС крайне актуальна проблема распространения доступа в интернет и преодоления цифрового неравенства. Хотя эти вопросы не затрагивают управление интернетом напрямую, они связаны с развитием инфраструктуры глобальной сети, в том числе за счет новых технологий (низкоорбитальные спутники и проч.). Многие из стран БРИКС (КНР, Индия, Бразилия) имеют колоссальный демографический потенциал для дальнейшего роста национальной аудитории интернет-пользователей; для форума в целом такая ситуация создает экономический резон инвестировать в технологические проекты, направленные на расширение доступа.
Существуют ли общие подходы стран БРИКС в реализации принципов управления Интернетом и какова роль БРИКС как организации?
По мнению господина Масилелы, общим для стран БРИКС является понимание, что для каждой проблемы необходимо выработать собственный подход и документально заверить результаты, которых требуется добиться.
При этом БРИКС как организация способна коренным образом изменить представление о принципах управления глобальной сетью благодаря тому, что число пользователей, которые проживают в этих странах, крайне велико.
Парминдерджит Сингх считает, что, к сожалению, ответ на первый вопрос, скорее, отрицательный. Управление интернетом включает в себя огромное количество экономических, социальных и культурологических аспектов, которые чрезвычайно трудно объединить у таких непохожих стран. Тем не менее, БРИКС как организация в состоянии это исправить - под ее руководством может быть создано что-то вроде Комитета по цифровой экономике, который смог бы выделить общие экономические задачи и на основе них разработать общие для всех стран БРИКС принципы управления глобальной сетью.
По мнению Олега Демидова, страны БРИКС имеют схожие взгляды по вопросам управления интернетом в том, что касается контроля над мировой технической инфраструктурой (система уникальных идентификаторов и связанная с ней функция IANA). Подходы не совсем совпадают с принципом управления интернетом с участием всех заинтересованных сторон, однако выработка консенсусной позиции по этим вопросам в любом случае имеет смысл для БРИКС. В процессе такой работы неизбежно отсекутся радикальные точки зрения; также обсуждение одной позиции (вместо четырех-пяти схожих, но исходящих от различных государств) будет более конструктивно и удобно и для глобального технического сообщества и прочих заинтересованных сторон.
Какова роль мультистейкхолдерного сообщества стран БРИКС в формировании консенсуса по вопросам управления Интернетом?
Лаки Масилела отмечает, что мультистейкхолдерное сообщество, то есть сообщество с участием всех заинтересованных сторон, это главная движущая сила при разработке принципов управления интернетом. Тем не менее, полноценная работа мультистейкхолдерного сообщества требует согласия по основным понятиям управления интернетом и единого понимания того, какая модель будет наиболее эффективной.
По мнению господина Сингха, сообщество стран БРИКС играет ключевую роль в вопросах выбора модели управления. Благодаря его усилиям мы сможем добиться более глубокого понимания сути интернета, и тем самым добиться более эффективного управления отдельными его составляющими.
Олег Демидов считает, что техническое сообщество и частный сектор стран БРИКС могут способствовать сближению и гармонизации официальных позиций своих правительств, что является условием для выработки общей позиции стран БРИКС по всем ключевым вопросам управления интернетом. Кроме того, различные форматы сотрудничества технического сообщества и частного сектора могут стать "пробным треком" для запуска полномасштабного сотрудничества стран БРИКС в таких форматах как совместное реагирование на сетевые атаки и другие киберинциденты (идея BRICS-CERT/CSIRT), совместные киберучения БРИКС, а также запуск собственной площадки по обсуждению вопросов управления Интернетом (BRICS IGF).
Контакты:
Анисимов Михаил, Координационный центр национального домена сети Интернет
Тел.: +7 (499) 254-88-94