2 марта 2017 года состоялось заседание Регионального совета Минэкономразвития РФ, посвященное актуальному состоянию контрактной системы и планам по ее модернизации в текущем году. В качестве спикеров также выступили представители ОНФ, ФАС России, Счетной палаты РФ, Министерства финансов, Федерального казначейства. Участниками конференции, организованной при поддержке электронных площадок РТС-тендер и FINTENDER.RU, стали представители заказчиков и уполномоченных органов из 67 регионов Российской Федерации – из них в Москву приехало порядка 200 гостей.
Пленарную сессию открыл заместитель Министра экономического развития РФ Елин Е.И. В своем выступлении он отметил, что главная цель создания контрактной системы – снижение коррупционных издержек в сфере закупок, уровень которых, согласно данным Прокуратуры РФ, снизился на 27% по сравнению с прошлым годом. В качестве глобальных ключевых задач были озвучены повышение эффективности и удобства использования системы, а также проработка механизмов получения обратной связи от контрактных служб. "Одним из важнейших критериев оценки качества системы является то, как она откликается и реагирует на сбой внутри себя", − подчеркнул замминистра Минэкономразвития России.
Аспект общественного контроля сферы закупок был освещен Муталенко А.А., руководителем проекта ОНФ "За честные закупки". Спикер отметила особую важность уважительного отношения к общественному контролю и взаимодействия с его представителями с позиции открытости и доверия. "Соблюдение данных принципов позволит не только снизить общий уровень негатива, но и поменять само восприятие инструмента общественного контроля, превратив его из помехи в эффективного помощника", − комментирует руководителем проекта "За честные закупки".
Вопросу перехода к электронным торгам как основному вектору развития контрактной системы было посвящено выступление президента электронной площадки РТС-тендер Степанова В.В. В нем он отметил преимущества использования электронной формы –прозрачность, снижение трудозатрат, внедрение площадками новых технологий и сервисов, а также рассказал о важности перевода закупок малого объема в электронный вид.
Итоги работы контрактной системы в 2016 году и задачи на текущий год были представлены Чемерисовым М.В., директором Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ. В качестве ключевых показателей за прошедший год были отмечены: экономия общего объема денежных средств и суммарный объем контрактов с участием субъектов малого предпринимательства, которые по сравнению с 2015 годом увеличились на 12% и 23% соответственно. При этом общая сумма таких контрактов составила 610 млрд рублей. Касательно эффективных нововведений были отмечены: создание реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок (включающего результаты и выданные предписания), а также введение особенностей закупок товаров, произведенных в рамках специального инвестиционного контракта, и переведение закупок унитарных предприятий под действие ФЗ-44. Особенно было отмечено создание библиотеки типовых контрактов, способствующей стандартизации госзаказов, снижению коррупционной составляющей, а также предварительной осведомленности поставщика об условиях контракта.
Традиционно повышенный интерес вызвало выступление начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Демидовой Т.П. Представитель ФАС подчеркнула, что перевод всех процедур в электронный формат носит для антимонопольной службы первостепенный характер, поскольку позволит создать сотрудникам личные кабинеты для осуществления процесса контроля, а также использовать инструмент подачи жалоб в электронном виде. В качестве ключевых проблем были отмечены: нарушение критериев оценки качества выполненной подрядчиком работы (подготовлено разъяснение о порядке определения и содержания критериев оценки); детальный запрос у поставщика химсостава продукта с целью отсеять ненужных участников закупки (подготовлено требование, определяющее запрос исключительно на основе проектной документации); объединение в предмет одной закупки всех дорог города или субъекта с целью намеренного сужения круга исполнителей (подготовлено требование дробить подобные закупки на ряд более мелких).
Дискуссионный характер встречи позволил приглашенным участникам задать вопросы и предоставить комментарии касательно действующей контрактной системы, а также внести предложения по ее модернизации с перспективой их дальнейшего рассмотрения и внедрения. Все вопросы, на которые не успели ответить спикеры в рамках обсуждения, были зафиксированы представителями Минэкономразвития РФ, которые обязались отправить ответы на них в письменном виде.