27 ноября 2017, 16:00
Новости регионов

Кондратьев: на Кубани готовы вести инвесторов за руку

Пресс-служба регионального отделения партии "Единая Россия"/ ТАСС
Губернатор Краснодарского края рассказал, почему регион привлекателен не только для туристов, но и для инвесторов

Туризм, строительство и промышленность вносят серьезный вклад в экономику Краснодарского края, однако для того, чтобы темпы развития в этих отраслях не снижались, нужно обеспечить соответствующую инфраструктуру. В настоящее время власти Кубани ищут способы, как отремонтировать коммунальные сети, построить социальные объекты, наладить морские и авиаперевозки в регионе.  

О том, смогут ли летать самолеты на побережье Азовского моря, почему Кубань привлекательна не только для россиян, желающих уехать жить в теплые края, но и для инвесторов, а также когда на Кубани заработает собственный Фонд развития промышленности, сообщил в интервью ТАСС губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. 

- Вениамин Иванович, в Краснодарский край в прошлом году приехали порядка 16 млн туристов, в этом году, по прогнозам, будет не меньше. Что необходимо для дальнейшего развития этого направления? 

- В первую очередь, работать над повышением сервиса и развитием транспортной и коммунальной инфраструктуры. Это основные моменты. Вы правы, спрос на отдых в Краснодарском крае постоянно растет, но существующие сегодня коммунальные сети не рассчитаны на 16 млн человек. Их надо менять, модернизировать, а это очень серьезные средства. Только на реконструкцию водопроводного хозяйства в курортной зоне требуется минимум 14,8 млрд рублей. Для региона это слишком большие деньги, здесь нам нужна федеральная поддержка, и сейчас мы активно "пробиваем" этот вопрос. Параллельно приняли решение о ежегодной плановой замене сетей водоотведения и водоснабжения на 5%. 

Транспортная доступность курортов - это тоже то, над чем мы сегодня работаем. Речь идет не только о развитии наземного сообщения, но и морского, воздушного. Сейчас отдых на Кубани в основном статичный. То есть приехал турист в Геленджик на неделю, и все семь дней там проводит, приехал в Анапу - только в Анапе и отдыхает. Возможности в сезон комфортно передвигаться между городами зачастую просто нет, дорога из того же Геленджика в соседний Новороссийск может занимать и два часа, потому что преимущественно к нам приезжают автотуристы и количество машин значительно увеличивается. Да, мы сейчас работаем над повышением пропускной способности трасс, но надо предлагать жителям, гостям края и альтернативные способы передвижения, например, скоростной морской транспорт. Портовая инфраструктура в курортных городах для этого есть, осталось только определиться с типом судов. Они должны быть, во-первых, максимально безопасными, во-вторых, экономически оправданными. Сейчас этот вопрос решается совместно с федеральными ведомствами. 

Мы понимаем, что сразу, в первый год или два, мы экономику на морском сообщении не сделаем, но через время, уверен, водный туризм станет неотъемлемой частью отдыха на побережье. Если мы создадим этот морской серпантин, дадим людям возможность за один отпуск посмотреть все побережье, то курортом будет не отдельно Сочи, Анапа или Геленджик, а весь Краснодарский край.  

Кроме того, сегодня решается вопрос о развитии внутренних авиалиний в регионе. Это важно и с точки зрения повышения деловой активности, и, конечно, с точки зрения привлечения дополнительных туристов. В первую очередь, на Азовское побережье. В Ейске есть военный аэродром, который вполне можно использовать как площадку совместного базирования военных и гражданских самолетов. Министерство обороны не против соответствующего переоборудования аэродрома, но для этого нужны достаточно серьезные вложения. При поддержке федерального центра, надеюсь, мы найдем инвесторов для реализации этого проекта.  

Что касается повышения сервиса на курортах края, то это уже вопрос непосредственно к представителям туристического бизнеса. И давайте признаем, что в условиях рыночной конкуренции мы стали жить и работать относительно недавно. Особенно если сравнивать Кубань с мировыми курортами, где борьба за потребителя была изначальной. То, что происходит сегодня с нашими курортами - это проблемы роста, стадия развития. А молодость - недостаток, который, как известно, быстро проходит. И наш бизнес уже приходит к тому, что турист не вернется на следующий год, если увидит, что в соседнем отеле или, тем более, в Турции, которая снова доступна, спектр предлагаемых услуг шире. Поэтому сейчас практически все крупные отели, помимо традиционного пляжного отдыха, предлагают услуги бальнеолечения, комплексные туры, значительно снижают цены в межсезонье.  

- В своих выступлениях вы часто говорите, что промышленность может и должна стать новой точкой роста экономики края. Какие шаги предпринимает регион, чтобы возродить те предприятия, которые были на Кубани в советское время? Или ставка будет сделана на новые для региона производства?   

- Во-первых, мы создали региональный Фонд развития промышленности. То есть теперь наши промышленники могут получать субсидии, как на уровне региона, так и на уровне края. В следующем году это 500 млн рублей только от региона. Создать такую форму поддержки для нас было принципиальным решением. Для того чтобы получить значительные дивиденды, рост экономики за счет промышленности, нужно дать бизнесу хороший старт, толчок. 

Но это, конечно, должно быть движение навстречу друг другу - власти и бизнеса. Рассчитывать только на заказы от государства - недальновидно. И в первую очередь инициатива должна исходить от самых промышленников. Задача власти - создавать условия для работы, но не заставлять работать. И когда мы видим, что такая инициатива, желание развиваться есть, то и помогать, конечно, готовы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы максимально свести внутренних производителей и потребителей промышленной продукции. В том же Армавире есть завод по изготовлению светодиодов. Это современное технологическое производство, качественная продукция. Но муниципалитеты при этом закупали светодиоды за пределами края. И это, в том числе недоработка региональной власти, вот такие недочеты мы сейчас устраняем в первую очередь. В том числе для решения таких задач в регионе создан каталог промышленной продукции, в котором представлены все товары, производимые на Кубани. Инвесторы, строители должны  понимать, что они могут закупить  непосредственно в крае и использовать эту продукцию.  

Если говорить непосредственно о возобновлении  работы какого-то предприятия, здесь надо смотреть, какие дивиденды получит край, насколько это экономически оправдано и необходимо. И опять же, нужно понимать, по какой причине предприятие стало банкротом и закрылось. Если дело в неэффективном управлении, то, конечно, нужно менять менеджера и возобновлять работу. Новый инвестор зашел на птицефабрику станице Раевской под Новороссийском, на сахарный завод в Курганинск, и производства были восстановлены.  Очень важно вернуть завод Седина, туда тоже должен зайти грамотный управленец. Предприятие нужно максимально загрузить и никаких других производств, кроме станкостроительных, там не будет.  

Но если мы понимаем, что предприятие закрылось, потому что оно уже "не в рынке" и сделать его продукцию конкурентоспособной практически невозможно, то нет смысла трать не него время и деньги. Сейчас мы пошли по пути максимального использования имущественных комплексов предприятий-банкротов. Это и реконструкция  консервного завода в станице Динской, и строительство жилого комплекса в Армавире на базе бывшего кирпичного завода. А в Новороссийске на месте обанкротившегося вагоноремонтного предприятия  появятся новые мощности морского порта. И здесь самое главное - сохранять рабочие места, давать людям возможность перейти на новое производство,  где-то, возможно, переобучиться и устроиться по новой специальности. 

- Сейчас, несмотря на довольно сложные отношения России и Запада, край остается очень привлекательным для иностранных инвесторов. Как вы считаете, такая тенденция сохранится? Или регион будет переориентироваться на сотрудничество с местными инвесторами? 

- Любые инвестиции - это, прежде всего, вклад в развитие экономики, а иностранные или местные - уже второй вопрос. Краснодарский край открыт к сотрудничеству со всеми инвесторами, и мы видим, что интерес зарубежного бизнеса к региону действительно высокий. На Кубани уже работает 300 совместных предприятий, а внешнеторговый оборот только в 2016 году составил $9,3 млрд. Комфортные условия для зарубежных инвесторов отметили и министры иностранных дел России и Германии Сергей Лавров и Зигмар Габриэль во время недавнего совместного визита в Краснодар.  

За последние два года в крае значительно изменилось законодательная база, регулирующая деятельность инвесторов. Мы предусмотрели различные льготы и преференции, где-то устранили бюрократические барьеры, и сегодня готовы буквально за руку вести инвесторов, помогать им в реализации проектов на любой их стадии. И, конечно, нам бы хотелось, чтобы внутренние инвесторы активнее вкладывали в Кубань, чтобы в первую очередь они поверили, что бизнес здесь вести выгодно и безопасно 

- Край является одним из самых густонаселенных регионов страны, поток новоселов, ищущих работу постоянно растет. Строительная отрасль справляется с таким потоком?  

- К нам действительно едут, как ни в какой другой регион, в год - около 120 тысяч человек. И по темпам жилищного строительства край в ЮФО занимает первое место уже несколько лет, в стране - второе. Перед нами только Московская область. В этом году за шесть месяцев строительная отрасль выросла еще на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но сегодня есть одна достаточно серьезная проблема - это нехватка социальной инфраструктуры - детских садов, школ, поликлиник, тех же парковок. И это вызывает социальное напряжение у горожан. Домов понастроили, а жизни в них нет. Мы сегодня и рады построить соцобъекты в проблемных микрорайонах, но места нет. Поэтому где-то останавливаем, где-то запрещаем строительство. И нам ничего не остается, как это делать, потому что сегодня это запрос жителей Краснодара.