Ямал – один из основополагающих регионов российской Арктики. В масштабах России он входит в первую тройку доноров федерального бюджета, за последние семь лет округ и страна в целом прошли значительный путь по укреплению лидерства в Арктике. Причиной этого и залогом успешного развития экономики региона является прежде всего свойственное ямальцам сплочение и умение работать на результат, отмечает губернатор Дмитрий Кобылкин.
- Дмитрий Николаевич, как вы оцениваете экономические итоги года в регионе?
- Ямал – это энергия Арктики. 72% инвестиций во всей Арктической зоне страны – это вложения в проекты Ямала. По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал достигли триллиона рублей. К 2025 году регион перешагнет эту цифру.
Третий год подряд на Ямале наблюдается промышленный подъем. За девять месяцев текущего года он составил 13% – этот показатель значительно выше среднероссийского. 50% промышленной продукции арктических регионов России создано в автономном округе. Каждый второй рубль валовой добавленной стоимости, полученной предприятиями Арктической зоны России, произведен на Ямале. Более половины жилья, введенного в Арктической зоне, приходится на наш регион.
Арктика – территория с колоссальными экономическими возможностями, с огромным инвестиционным потенциалом. Программы, которые реализуются в округе, только укрепляют эту уверенность. От преобразования облика автономного округа мы подошли к формированию нового образа будущего.
- За счет чего такой интенсивный рост?
- Эти позитивные перемены стали возможны благодаря комплексной государственной политике в Арктике, реализуемой под руководством президента Российской Федерации Владимира Путина.
В 2014 году был принят указ главы государства "О сухопутных территориях Арктической зоны". Создана специальная Госкомиссия по развитию Арктики. Функционирует государственная программа по ее освоению.
Со следующего года Арктическая зона России включена в перечень приоритетных территорий опережающего развития. Особое внимание уделяется возрождению Северного морского пути. Согласно прогнозам, в 2035 году объемы перевозок по Севморпути вырастут в десятки раз. Уже в этом году грузопоток превысил пиковые показатели успешного советского периода.
Мы чувствуем поддержку главы государства в переселении людей из ветхого и аварийного жилья, сохранении биоразнообразия, в реализации значимых проектов, реформ в жилищно-коммунальном секторе, повышении благополучия населения и по многим другим направлениям.
- Ямал с советских времен ассоциировался в первую очередь как главная кладовая природного газа…
- Это так, но на смену добывающему веку пришел высокотехнологичный. Качественно новые процессы разворачиваются во всех сферах. Ямал превращается в международный центр сохранения и развития Арктики, объединяя интересы разных государств.
Что это значит?
Во-первых, автономный округ стал точкой притяжения новых технологий и производств. У нас формируется блок современных научно-технологических решений в промышленном строительстве, освоении шельфовых месторождений, в системе экологического мониторинга.
На полуострове Ямал построена современная транспортная инфраструктура. Для наших проектов создаются уникальные ледоколы танкерного флота.
Запущен первый круглогодичный нефтеналивной терминал "Ворота Арктики". Расширяется сеть трубопроводов.
Другим серьезным технологическим решением стало строительство и ввод в эксплуатацию завода "Ямал СПГ". Старт первой отгрузки СПГ по Севморпути уникальным танкером-газовозом дал лично президент России 8 декабря на ямальской Сабетте.
Развитие технологий, открытия наших геологов расширяют перспективы работы добывающих предприятий. Например, компания "Газпром" недавно выявила дополнительные возможности Тамбейской группы месторождений, общие запасы которой с начала разведки выросли в 2,5 раза.
Сама природа сберегается по новым технологиям.
Ямал сегодня – это площадка по выработке нестандартных подходов развития арктических регионов во всех сферах, от здравоохранения до туризма.
- В этом году в ноябре в Салехарде впервые прошел съезд представителей туристской индустрии Ямало-Ненецкого автономного округа, интерес к нему был огромен. В том числе у иностранцев. Это связано с новыми векторами развития экономики региона?
- Уверен, что так. На Ямале успешно развивается конструктивное сотрудничество сразу нескольких государств, Арктика превращается в генератор возможностей для международного диалога и роста экономики. Географией ямальского сотрудничества на сегодняшний день охвачены 78 стран, из них 48 – это торговые партнеры региона. Наши планы по освоению Арктики являются востребованными, в том числе и на международном уровне.
Арктические проекты производят колоссальный мультипликативный эффект. Они дают энергию для развития отраслей и регионов, в том числе зарубежных. Например, в Южной Корее для строительства ледоколов возвели новую производственную линию. В России растут объемы заказов промышленной продукции, создаются новые рабочие места. Сегодня на ямальские проекты работает свыше тысячи предприятий из 60 регионов страны. В перспективе мы увеличим свой вклад в выполнение поставленной главой Государства задачи по расширению импортозамещения.
И, конечно, мы открываем новую страницу своей истории. Ямал становится российским центром по производству сжиженного природного газа – конкурентным участником мирового рынка. Уже запущена первая очередь завода "Ямал СПГ" – крупнейшего в России в сфере газовой энергетики. В ближайших планах – строительство второго завода "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове.
Убежден, при колоссальной поддержке всех участников и деловых партнеров прогнозы экспертов о становлении России мировым экспортером СПГ сбудутся уже в ближайшее время. Запуск завода даст импульс перевозкам по Северному морскому пути. А это уже наша морская история и новые возможности.
- Речь идет о новом транспортном Арктическом коридоре?
- Да, речь о нашем следующем шаге – создание крупнейшего логистического узла в Арктическом регионе. Для нас это серьезный вызов. Если в среднем по России доля транспортных издержек в стоимости продукции составляет 10%, то у нас, в Арктической зоне – 60%. Несмотря на все усилия, которые мы предпринимаем, без строительства железной дороги с выходом к Северному морскому пути прорыва не получится. Применение проектного подхода значительно ускоряет решение вопроса и сокращает организационные и бюрократические издержки.
В конце октября на федеральном уровне было принято историческое решение о строительстве железнодорожной магистрали Надым – Салехард. Итоговую концессионную схему правительство России должно утвердить в ближайшие месяцы. Мы приступаем к проектированию, затем переходим к строительству.
Значимым продолжением проекта станет создание железнодорожной линии Бованенково – Сабетта. Это те самые 170 км, которые выведут Северный широтный ход к Северному морскому пути.
Запуск железнодорожной магистрали существенно расширит промышленную зону Ямала. Новыми центрами станут три города - Салехард, Лабытнанги и Надым. Уже скоро мы увидим рывок в их развитии. Это формирование логистических пунктов и перерабатывающих комплексов. Твердо убежден: проект "Северный широтный ход" носит прорывной характер не только для нашей территории.
Договоренность глав государств России и Китая о реализации проекта "Один пояс – один путь" с вовлечением Северного морского пути представит совершенно новые горизонты для многих стран мира.
- А как будет развиваться автомобильное сообщение?
- За период экономического кризиса, начиная с 2013 года, сеть автомобильных дорог увеличилась на 200 км. Среди арктических субъектов мы находимся на первом месте по этому показателю. Все работы ведутся за счет регионального бюджета и программы "Сотрудничество".
Самым крупным транспортным проектом остается участок трассы Надым – Салехард. Больше 70% дороги введено в асфальтобетонном покрытии. Для завершения еще предстоит серьезно потрудиться. Вы знаете, что строится она в условиях болотистой местности.
В конце 2018 года планируем начать передачу завершенных участков дороги в федеральную собственность. Это позволит сохранить темпы строительства и состояние уже построенных участков без дополнительных затрат. Появится возможность финансирования и других объектов автомобильного сообщения.
Продолжается капитальный ремонт трех участков дороги: Пуровск–Коротчаево, граница Ямала – Губкинский, Салехард – Лабытнанги. К 2022 году наша задача построить и провести реконструкцию еще трехсот километров автомобильных дорог.
Приятно слышать от ямальцев положительные отзывы о состоянии наших зимников. Это почти 800 км. Изменив технологию строительства, мы наблюдаем позитивную динамику по качеству. Уверен, в этом году дорожники закрепят достигнутый результат.
- Ямал – это прежде всего огромные просторы, где велика значимость авиации. Как развивается это направление?
- На одной из встреч с молодежью президент России сказал, что авиация для такой протяженной страны, как наша, – безусловный приоритет. Ямал со своей огромной территорией – не исключение. Поэтому мы сохранили, поддерживаем и развиваем окружную авиакомпанию. Региональный перевозчик "Ямал" входит, по мнению пассажиров, в пятерку лучших авиакомпаний России.
Продолжается программа по переводу авиапарка на отечественные самолеты. Планы авиакомпании пополнить парк до 25 воздушных судов "Сухой Суперджет". В перспективе – приобретение российского лайнера МС-21.
Мы пошли еще дальше, формируя заказ на лайнеры малой авиации. Планируем использовать ее для мониторинга лесов и водоемов, санитарной авиации, патрулирования ледовой обстановки и помощи морским судам.
Окружной авиакомпанией взят курс на расширение маршрутной сети. Заключено Соглашение с правительством Челябинской области о превращении авиакомпании "Ямал" в якорную для этого региона. Аэропорт Рощино в Тюмени продолжит оставаться базовым.
Никаких ограничений в передвижении ямальцев не будет. Сохранится количество субсидируемых межмуниципальных маршрутов. К межрегиональным добавятся два направления из Санкт-Петербурга: в Салехард и в Новый Уренгой.
Развивая окружного авиаперевозчика, мы создаем комфортные условия и для других. Из 11 авиакомпаний, осуществляющих перевозки на Ямале, шесть пришли за последние пять лет.
Количество аэропортов выросло до 10. В этом году запущен проект реконструкции аэропорта в городе Новый Уренгой с привлечением заинтересованных инвесторов. В результате газовая столица получит комфортные воздушные ворота и обновленную взлетную полосу.
- Традиционно в регионе, еще с советских времен, был развит речной транспорт. Сейчас, и федеральная власть это не скрывает, отрасль в России востребована недостаточного относительно своего потенциала…
- В качестве новой задачи правительство округа ставит перед собой модернизацию речного транспорта. Эта тема актуальна для всех регионов страны – техническая база с советских времен не менялась. Для того, чтобы "Северречфлот" начал зарабатывать, необходимо выйти на круглогодичную акваторию с новым речным парком. Реновации пассажирского флота буквально вчера обсуждали у министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова. Совещание прошло, считаю, очень результативно. По стратегии развития компании планируем приобрести 22 новых современных теплохода. Это обеспечит российскую промышленность заказами, а регионам, в том числе нашему партнеру в данном вопросе - Ханты-Мансийскому автономному округу, даст возможность выйти на межрегиональные маршруты.
Укрепление транспортной инфраструктуры - это значимый фактор развития территории. И наша задача за следующие пять лет совершить рывок в этом направлении. Опыт арктических стран показывает, какие преимущества открываются с решением именно транспортной проблемы. Такие современные механизмы, как ГЧП,позволяют в относительно короткие сроки достигнуть результата. В ближайших планах – строительство долгожданного моста через реку Пур в районе поселка Уренгой для жителей региона.
В целом я уверен, что мы сохраним и преумножим темпы развития промышленности, и залог этого - свойственное ямальцам сплочение и умение работать на результат.