Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Безопасность в Арктике. Национальный интерес

11 декабря 2013, 9:00 UTC+3
Россия вновь начала интенсивно укреплять безопасность своих северных рубежей. Особое значение уделяется комплексной безопасности газового "сердца" страны - Ямало-Ненецкого автономного округа
Материал из 1 страницы

САЛЕХАРД, 11 декабря 2013 г. /Вадим Пономарев/. После долгих лет забвения Россия вновь начала интенсивно укреплять безопасность своих северных рубежей. Особое значение уделяется созданию системы комплексной безопасности газового "сердца" страны - Ямало-Ненецкого автономного округа.

На состоявшейся в начале декабря встрече президента РФ Владимира Путина со студентами юридических вузов Москвы глава российского государства еще раз подчеркнул, что российская часть Арктики была, есть и останется в юрисдикции Российской Федерации. А все предложения о том, чтобы передать эту территорию под некое "международное" управление, Владимир Путин оценил либо как непонимание сути происходящих здесь процессов, либо как "пиар" отдельных личностей, либо выражение ими интересов других государств. "В Арктической зоне не только большие народнохозяйственные интересы, экономические интересы страны. Там огромное количество запасов минеральных ресурсов, нефти, газа. Там с точки зрения обеспечения метеорологических наблюдений очень важная точка. Но там ещё находится очень важная составляющая нашей обороноспособности... Из акватории Баренцева моря подлётное время американских ракет до Москвы 15–16 минут. И мы, что, должны отдать Арктику? Мы, наоборот, осваивать её должны", - жестко заявил президент России.

Это слова Владимира Путина отражают суть политики нашего государства в отношении российской части Арктики, которая составляет почти половину арктических территорий планеты. Россия настроена на мирный диалог в Арктике со всеми заинтересованными странами, но свои национальные интересы в этом макрорегионе будет защищать жестко и всеми имеющимися средствами. Именно поэтому последние несколько лет наша страна наращивает силовое присутствие в Арктике и создает там комплексную систему обеспечения безопасности. Особенно внимание при этом уделяется обеспечению комплексной безопасности "ключевых" арктических регионов, таких как Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО, Ямал). На Ямале добывается до 90% российского природного газа и около 20% жидкого углеводородного сырья. В ХХI веке значение этого региона как главного ресурсного центра России и одного из основных энергетических центров мира будет только возрастать. "Россия была, есть и останется одной из крупнейших энергетических держав мира. Используя возможности Ямала, Россия может стать абсолютным и фактически безальтернативным центром поставок энергоносителей и продуктов их переработки для государств всего континента. Судьба Ямала - быть энергетическим гарантом безопасности государства", - подчеркивает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. Поэтому и требования к состоянию безопасности этого региона должны быть особые.

Суровая реальность  

С военной точки зрения российская часть Арктики долгое время не представляла особого интереса для мировых держав. Перелом в этом отношении наступил, пожалуй, во время Великой Отечественной войны, когда нацистская Германия начала активно "прощупывать" советское побережье Северного Ледовитого океана и, в первую очередь, – его западную часть. Однако в тот момент германский флот в виде линкора "Адмирал Шеер" благодаря мужеству советских моряков не смог продвинуться дальше острова Диксон и активность главного противника СССР, фактически, свелась к высадке и поддержанию работоспособности с помощью подводных лодок арктических метеорологических групп. Иное дело – "холодная война". С конца 50-х годов под ледовым "панцирем" Северного ледовитого океана встали на боевое дежурство американские атомные подводные лодки, на побережье Аляски, Канады и на дрейфующих полярных станциях была развернута система радиолокационного наблюдения. Над Северным Полюсом в 60-е годы прошлого века ежедневно (!) барражировал хотя бы один стратегический бомбардировщик ВВС США Б-52. Советский Союз в этом отношении, правда, тоже не отставал, хотя до прямых стычек дело не доходило. "Военное советско-американское противостояние в Арктике непрерывно усиливалось. Но горячих, с использованием оружия, конфликтов никогда не возникало. Создалось определенное стратегическое равновесие, позволявшее спокойно жить обеим враждующим сторонам", - подчеркивает профессор, доктор географических наук, почетный полярник, член научного совета РАН по Арктике и Антарктике Григорий Агранат.

Однако на рубеже 80-90-х годов прошлого века политическое руководство нашей страны, фактически, вывело весь воинский контингент из Арктики за исключением Мурманской области. Северный флот, базирующийся здесь, хоть и изрядно обветшал за последние 20 лет, но остался на плаву. Но далее - на восток от Кольского полуострова - арктическая граница России была, фактически, открыта. "Любой Матиас Руст мог пролететь с севера до Красноярска, и никто бы его не остановил. Не было системы ПВО, станций обнаружения, все было разрушено. Наша граница была открыта", - описывает состояние обороноспособности  российской части Арктики в постсоветское время известный полярный путешественник и писатель, председатель Полярной комиссии, член Русского географического общества и географического общества США Виктор Боярский.

В начале этого века мировое сообщество пришло к двум глобальным выводам. Первое – запасы углеводородов, добываемых традиционным образом на традиционных месторождениях, заканчиваются. А рост потребления углеводородов в мире и не думает уменьшаться даже под влиянием мирового финансового кризиса. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на газ, например, до 2035 года ежегодно в Китае будет расти на 7%, в Индии – на 4,7%, а в целом в азиатском регионе – на 4,5% в год. МЭА прогнозирует, что спрос на газ в целом на мировом рынке в ближайшие 20 лет будет расти минимум на 1,8% в год. Поэтому мировой экономике нужны новые источники углеводородов. И главный из них – Арктика, где, по данным геологической службы США, находится около 30%  не открытых технически извлекаемых мировых запасов газа, 20% конденсата и 13% нефти. Газовые запасы, например, только российского полуострова Ямал насчитывают порядка 16 трлн кубометров, перспективные и прогнозные — еще около 22 трлн. "Сегодня Арктика – точка притяжения интересов многих стран. Причина понятна – это кладовая природных ископаемых. По предварительным прогнозам, уже через 50 лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты", – убежден губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Но эти богатства нуждаются не только в эффективном и бережном освоении, но и в охране от посягательств. "Контроль над Арктикой будет иметь то государство, которое в любое время дня и ночи будет иметь реальную возможность перебросить корабли в любую точку. Мы постепенно возвращаем военное присутствие в этом макрорегионе, и у нас нет цели кого-либо атаковать. Но что будет, если мы уступим позиции, а кто-нибудь войдет без спроса? Будем слать дипломатические "ноты протеста"? Делать "стотридцатьчетвертое северное предупреждение"? Тогда другие страны точно начнут ходить без спроса на нашей территории", - убежден Виктор Боярский. Эту точку зрения сейчас разделяет и руководство России, и большинство членов правительства. "Нам крайне важно расставить вешки, нам крайне важно расставить периметр наших национальных интересов в этом регионе. Если мы этого не сделаем, мы проиграем борьбу за ресурсы, а значит, проиграем большую борьбу за право иметь суверенитет, независимость", - неоднократно подчеркивал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.

Тем более, что второй вывод, к которому пришло мировое сообщество на рубеже веков в отношении Арктики, тоже имеет непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности России в этом регионе. Под влиянием глобального потепления лед в Арктике тает и с каждым годом поверхность Северного Ледовитого океана становиться все более и более привлекательна для судоходства. "Арктика - это не только запасы углеводородов и другого сырья, но еще и самый короткий транзитный путь с Запада в Тихий океан. К нашему Северному морскому пути, который сейчас по климатическим условиям становится более приемлемым для проводки судов, существует огромный интерес во всем мире. Учитывая, что Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом, мы будем развивать и использовать это экономическое преимущество", -  неоднократно заявлял президент России Владимир Путин.

Для мировых грузоперевозчиков отправка грузов из Европы в Азию не через южный путь (через Индийский океан и Суэцкий канал), а северный путем (вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана), очень выгодна. Она, в среднем, на треть уменьшает время нахождения судна в пути и полностью исключает риск нападения пиратов. Датская частная судоходная компания Nordic Bulk Carriers, к примеру, на каждом рейсе своего балкера с железной рудой, идущего из Норвегии в Китай по Севморпути, экономит до 650 тыс. долларов. Поэтому, по расчетам российского Минрегиона, объем транзитных грузоперевозок по Северному морскому пути уже в ближайшие шесть лет может вырасти с 1,26 млн тонн (навигация 2012 года) до 28,8 млн тонн. А в последующем – и до 75 млн тонн в год. "То, что станет проклятием для низко расположенных на глобусе стран, для России - благословение. Россия принадлежит к числу государств, которые выиграют от новой ситуации в Арктике", - оценивает общую ситуацию с таянием северных льдов для России научный сотрудник швейцарского центра CSS Йонас Грец.

Но при этом сразу встает вопрос о том, как новая ледовая обстановка скажется на безопасности страны. И у российских военных уже есть на него ответ. Военные ученые считают, что вероятность военных конфликтов между государствами за раздел месторождений углеводородов на арктическом шельфе невелика. Но это не означает, что между Россией и другими странами не будет конфликтов по поводу организации движения судов по Северному морскому пути. Потому что российская позиция однозначна – Севморпуть на всем его протяжении находится под юрисдикцией России, и именно наша страна будет устанавливать правила движения по этой морской трассе. "Арктика – наш дом. И Арктика – наше будущее. Правила в доме будут устанавливать хозяева этого дома. Собственно говоря, правила мы уже установили, приняли закон о Северном морском пути и новые правила мореплавания. При этом мы связаны с соответствующим положением международного права, которое будем соблюдать и уважать. И я уверен, что при соблюдении всех этих норм, кто бы ни плавал по СМП, он не будет нарушать порядок, а будет приносить нам благо, а не зло", - заявил в ходе международного форума "Арктика-территория диалога", который прошел минувшей осенью в Салехарде, посол по особым поручениям МИД РФ, официальный представитель России в Арктическом совете Антон Васильев.

Расклад сил

Уже в начале нынешнего века руководство США поставило перед своими военно-морскими силами и оборонной промышленостью задачу к 2030 году создать корабли арктического класса и технологии, которые бы дали возможность американскому флоту эффективно действовать в условиях Арктики. Однако, как заявил недавно главный океанограф и навигатор ВМС США адмирал Джонатан Уайт, скорость климатических изменений в Арктике оказалась такова, что руководство американского военного флота приняло решение о полномасштабном выходе в Арктику  уже к 2020 году. "Нам необходимо приступить к поиску эффективных решений, которые позволят создать арктические ВМС менее чем за десять лет", – сказал он. Министр обороны США Чак Хейгел недавно заявил, что если изменения климата будут продолжаться, то Арктика в ближайшие десятилетия может стать одним из важнейших районов обеспечения национальной безопасности США.

Действия по укреплению своего воинского контингента в Арктике предпринимают и другие арктические государства. Норвегия, например, в 2009 году перенесла штаб оперативного командования своими вооруженными силами и место дислокации своего самого крупного воинского подразделения непосредственно в Заполярье  – в город Рейтан. Канада закупает "беспилотники" для контроля арктических путей, новые морские "сторожевики", в этом году открыла в Нунавуте круглогодичный арктический центр  по обучению своих военнослужащих ведению боевых действий в условиях Арктики. Дания год назад создала Арктическое командование со штаб-квартирой в Нууке (Гренландия) и увеличивает группировку кораблей класса Knud Rasmussen. При этом еще в 2009 году скандинавские страны создали так называемую Северную боевую группу, и последние годы регулярно проводят в Арктике учения вместе с США и Канадой.

Россия в этом смысле не исключение. Она также начала укреплять свою обороноспособность в этом макрорегионе. "Меняется климат – уходит ледник. У нас в России 20 тысяч километров – линия границ, которая раньше была прикрыта суровым климатом и льдами. Сейчас этого нет. И понятно, что мы должны охранять собственные границы. Развивается морской транспорт – мы должны обеспечить безопасность нашего транспорта. Расширяется экономическая деятельность. Ведь те же буровые платформы в Арктике – это то, что надо защищать, и понятно, от кого. И эти потребности понятны и каждая страна в силу своих средств этим занимается. Самое главное - это то, что все это происходит открыто, транспарентно и на фоне укрепляющегося доверия между арктическими государствами", - подчеркивает  посол по особым поручениям МИД РФ, официальный представитель России в Арктическом совете Антон Васильев.

При этом России, конечно, приходится решать куда более сложные задачи с точки зрения организации национальной обороны в Арктике, чем другим государствам.

Российское военное ведомство во главе с новым министром Сергеем Шойгу быстро наверстывает упущенное. В середине февраля экипажи самолетов морской авиации Северного флота, как и в советское время, вновь начали постоянно патрулировать в арктических широтах Северного Ледовитого океана. Их нынешние маршруты пролегли над нейтральными водами Северного Ледовитого океана и вдоль Северного морского пути.

Летом нынешнего года корабли и суда обеспечения Северного флота, а также весь атомный надводный флот Российской Федерации – тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота "Пётр Великий" и четыре атомных ледокола госкорпорации "Росатом" – "Ямал", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Таймыр" – совершили дальний поход в Арктику, конечной точкой которого стал остров Котельный, относящийся к группе Новосибирских островов (они располагаются у берегов Якутии). Эта была уникальная для российского военного флота операция, когда более 400 миль десять боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота шли вслед за ледоколами через проливы Матисена и Бориса Вилькицкого.

На обратном пути следования отряд кораблей Северного флота отработал форсирование опасных в ледовом отношении участков Северного морского пути, провел ряд учений по обеспечению безопасности, и принял участие в масштабных учениях сил Северного флота под руководством Главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова, в ходе которых выполнил комплекс ракетно-артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям. За время похода корабли и суда Северного флота в общей сложности прошли более 4 тыс. морских миль. Подобных учений в Арктике не проводилось даже в советские времена.

На самом же Котельном после ухода отряда кораблей был восстановлен один  из самых северных аэродромов нашей страны – "Темп", и авиационная комендатура, которая с этого момента будет функционировать на постоянной основе. "Мы возвратилась в Арктику навсегда. Потому что это исконно русская земля!" - заявил вскоре после этого заместитель министра обороны Аркадий Бахтин, говоря о том, что российское военное ведомство возобновляет постоянное присутствие вооруженных сил страны в Арктике. Федеральная служба безопасности, в свою очередь, начала восстанавливать на всем протяжении арктического побережья России пограничные заставы. А в начале декабря командующий войсками воздушно-космической обороны (ВКО) Александр Головко заявил о том, что ВКО начинает разворачивать над Арктикой радиолокационный "зонтик". "Важным направлением нашей работы является наращивание радиолокационного поля. Особенно это касается северного направления – уже начато развертывание радиотехнических подразделений в арктической зоне", -  сказал он. Таким образом, защита российской части Арктики сейчас выстраивается и с моря, и с суши, с воздуха. А в глубине океана по-прежнему несут боевое дежурство российские подводные ракетоносцы.

Щит для главных резервов

Очевидно, что по мере дальнейшей индустриализации Арктики будет нарастать и интерес зарубежных государств к тому, что делается в ее российской части, особенно в тех российских регионах, где разворачиваются наиболее крупные индустриальные проекты.

Центральный из них (как по масштабу, так и по географическому расположению) – Ямало-Ненецкий автономный округ. "Я считаю, что у нас огромный потенциал. Мы проводили три года назад одну из встреч с президентом РФ и приблизительно пытались оценить запас Ямало-Ненецкого округа и выход в шельф. Оказалось, они огромные и превышают запасы всех других государств, являющихся крупными игроками на рынке. Более того – у России на Ямале появляется новое большое крыло – это сжиженный природный газ и нефтегазохимия. Если раньше экономика округа на 100 процентов определялась добычей газа и нефти, то сегодня уже 17 процентов составляет переработка сырья. В ближайшем будущем у нас откроется новый газохимический комплекс, и мы еще более уйдем в глубокую переработку углеводородного сырья. Мы понимаем, что многие страны зависят от поставок нашего трубопроводного газа, но новое крыло в виде ямальского  сжиженного природного газа Россия получит. До 2030 года мировой рынок вырастет  до 200 млн тонн сжиженного газа в год. И Ямал займет в этом направлении ведущее место", - заявил в начале декабря на международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Санкт-Петербурге губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сейчас разворачиваются пять глобальных индустриальных проектов, которые на долгие годы будут определять "лицо" российской части Арктики. "Газпром" осенью 2012 года уже запустил в эксплуатацию первую очередь Бованенковского газоконденсатного месторождения, расположенного на полуострове Ямал, благодаря которому будет обеспечена стабильность газоснабжения российских и европейских потребителей. "Транснефть" строит в ямальском Заполярье уникальный по своей технологической сложности нефтепровод, по которому в единую трубопроводную систему страны через несколько лет начнет дополнительно поступать до 50 млн тонн нефти с месторождений севера ЯНАО.

Крупнейший независимый газодобытчик – компания НОВАТЭК начала строить возле поселка Сабетта на базе Южнотамбейских месторождений завод по сжижению природного газа (СПГ). С 2017-2018 годов он начнет ежегодно поставлять на рынки азиатско-тихоокеанского региона по 16,5 млн тонн СПГ в год. "Сегодня доля нашей страны в мировых поставках сжиженного природного газа составляет всего 3,6 процента. И если мы не будем проводить активную политику, то рискуем практически полностью отдать этот рынок нашим конкурентам", - обозначил пути развития нашей страны в этом направлении президент страны Владимир Путин. Поэтому нынешней осенью в России была отменена законодательная монополия "Газпрома" на экспорт СПГ. А это значит, что еще как минимум одни СПГ-завод на Ямале может построить нефтяная компания "Роснефть". Запасы газа этой компании на лицензионных участках, расположенных на шельфе Карского моря и полуостровах Ямал и Гыдан, составляют около 21 трлн кубометров.

Еще один проект – это развитие транспортной инфраструктуры. Усиление внимания международного сообщества к Арктике резко повышает роль ЯНАО в мировой логистике. Сегодня 62% грузов в мире перевозится морским транспортом, и к 2030 году эксперты предполагают, что объем морских грузоперевозок увеличится в три раза – до 26 млрд тонн в год. Россия же в этом грузопотоке пока занимает только 6%.  

Поэтому летом прошлого года на северо-восточном побережье полуострова Ямал в поселке Сабетта началось строительство нового российского морского  порта. На первом этапе его базовым грузоотправителем, естественно, станет сжиженный природный газ проекта "Ямал СПГ". Однако возможности Сабетты будут куда шире. "Новый морской порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Такие варианты развития порта уже предусмотрены проектом", – подчеркнул губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным.  "Ямал – это такое место, откуда одинаковое расстояние как до Парижа, так и до Пекина…Просто идеальное место, самый центр и очень хорошие глубины в порту – туда можно подходить большими танкерами. Учитывая, что инфраструктурный проект движется, базу мы будем развивать, и многопрофильный порт нужно использовать именно в таком широком качестве, частично разгружая Транссиб", – поддержал эту идею президент России.

Поэтому порт Сабетта будет соединен железнодорожным сообщением со строящимся сейчас Северным широтным ходом, и по мере увеличения пропускной способности железнодорожного участка "Воркута – Обская – Коротчаево" и строительства участка "Коротчаево – Игарка" его пропускная способность, с учетом грузов Приволжского, Уральского, Сибирского и частично Северо-Западного федеральных округов, достигнет 50 млн тонн грузов в год. В 2018 году в Сабетте появиться таможня. По словам начальника Уральского таможенного управления Владимира Сорокина, сначала таможенников будут командировать за Полярный круг, затем они будут работать там вахтовым методом. Сорокин подчеркнул, что в рамках работы поста планируется оказывать таможенное сопровождение экспортных операций по сжиженному природному газу и газовому конденсату. И столь же очевидно, что со временем в Сабетте разместится одна из новых опорных российских военно-морских баз в Арктике.

Военные на службе экономики

Реализация всех этих мега-индустриальных проектов в ЯНАО и в Арктике в целом будет сопровождаться соответствующей поддержкой со стороны Министерства обороны и Федеральной службы безопасности. В начале  ноября на селекторном совещании в Ситуационном центре Минобороны Сергей Шойгу заявил о том, что Министерство обороны России создаст специальное соединение патрульных кораблей ледового класса. "Прорабатывается вопрос создания соединения патрульных кораблей ледового класса. Надеюсь, что к 2014 году мы найдем дополнительные возможности для перемещения грузов в условиях Арктики, включая помощь и поддержку судов при прохождении по арктическому пути", - подчеркнул он.  "Думаю, нет необходимости напоминать, что для Российской Федерации этот регион является важнейшей ресурсной базой и имеет стратегическое значение", - отметил министр, обратив внимание своих подчиненных на то, что с освоением Арктики напрямую связано выполнение долгосрочных задач экономического развития России, энергетической безопасности страны и конкурентоспособности на мировом рынке.

Естественно, при этом встает вопрос о том, где будут базироваться арктические корабли. Еще в прошлом году секретарь Совбеза Николай Патрушев заявил о том, что Россия будет создавать базы в Арктике для боевых кораблей.
Глава МЧС Владимир Пучков заявил о том, что на арктическом побережье создаются 10 аварийно-спасательных центров, в задачи которых войдет прикрытие Северного морского пути и обеспечение безопасности шельфовых проектов. Основных из них, по его словам, будет три – в Дудинке, Нарьян-Маре и Певеке. "Они будут мощными комплексными спасательными центрами с авиацией, специализированной техникой, которая позволит работать на водных объектах, под водой, в сложных арктических условиях", - подчеркнул министр МЧС. Еще семь "резервных" аварийно-спасательных баз будут расположены в Мурманске, Архангельске, Воркуте, Надыме, Анадыре, Тикси и Провидении. И после этих заявлений многие наблюдатели сделали вывод, что все или многие из упомянутых 10 центров МЧС будут иметь "двойное назначение".

Однако даже беглый взгляд на карту говорит о том, что ни один из этих центров МЧС, за исключением Мурманска и Архангельска, не способен стать еще одной базой ВМФ России в Арктике. Ею способен стать только новый морской порт Сабетта, поскольку, во-первых, именно здесь и располагается то, что нужно защищать в Арктике в первую очередь, во-вторых, Сабетта находится практически посередине Северного морского пути, в третьих, Сабетта – единственный порт на всем протяжении Севморпути, к которому будет подходить железная дорога, соединенная с общей сетью федеральных железных дорог.

Действия федеральных властей России по укреплению обороноспособности в Арктике вызывают полнейшее понимание и одобрение у руководителей арктических регионов. "Северный морской путь действительно может стать еще одним потенциальным источником угрозы для комплексной безопасности округа. Именно поэтому мы сейчас ставим вопрос о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы в части государственного регулирования судоходства по акватории Севморпути, развития береговой охраны ФСБ, скорейшего открытия аварийно-спасательных центров и развития пограничной инфраструктуры на Ямале. Не секрет, что пограничные подразделения, дислоцированные на территории округа, сегодня оснащены судами, которые по своим тактико-техническим характеристикам ограничены в выполнении задач контроля надводной обстановки, вывоза углеводородного сырья и промысловой деятельности. А между тем возрождение Севморпути само по себе создает предпосылки для неконтролируемого перемещения по акваториям Карского моря и Обской губы иностранных морских и речных судов. В том числе тех, которые предназначены для перевозки углеводородов. Поэтому решать задачи противодействия этим незваным гостям надо уже сейчас, не дожидаясь их массового наплыва к нашим берегам", - убежден губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Внутренняя безопасность

О том, насколько уязвима сегодня арктическая граница России, свидетельствует ситуация с судном Arctic Sunrise, с которого представители международной экологической организации Greenpeace прошедшей осенью пытались взобраться на российскую буровую платформу "Приразломная" (принадлежит "Газпрому"). Администрация Северного морского пути отказала этому судну под голландским флагом в праве двигаться по Севморпути, поскольку класс этого судна, по мнению администрации, не позволял обеспечить безопасный режим движения по этой трассе в это время. Однако капитан Arctic Sunrise проигнорировал этот отказ, и российским пограничникам пришлось вынуждать судно покинуть Севморпуть. Но вскоре оно вернулось, и активисты Greenpeace предприняли попытку проникнуть уже непосредственно на суверенную территорию Российской Федерации, каковой является нефтяная платформа "Приразломная". Поэтому российским пограничникам пришлось арестовать Arctic Sunrise и препроводить его вместе с находящимися на борту в Мурманск.

Этот пример лишний раз подчеркивает тот факт, что по мере дальнейшей индустриализации Арктики может возрасти и риск потенциальных угроз для расположенных здесь техногенных объектов и живущих в северных регионах людей. Для того, чтобы нивелировать эти риски, и создается сегодня система комплексной безопасности арктических территорий, которая включает в себя и отражение агрессии вероятного противника, и защиту государственной границы, и противодействие экстремизму и терроризму на территории арктических регионов России. Причем, эта система должна развиваться опережающими темпами. Иначе вместо больших достижений в Арктике Россия может получить здесь большие проблемы.

В прошлом году во время первой экологической экспедиции по очистке самой северной точки ЯНАО - острова Белый, (очистка этого острова  проводится по инициативе властей ЯНАО и на деньги окружного бюджета), волонтеры поставили на этом острове православную часовню. "Это не просто дань памяти отважным северным первопроходцам. Это еще и напоминание нашим соседям, перевозящим грузы по Севморпути между Европой и Азией, о том, что у этой земли есть хозяин", - говорит губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.

Это публичное напоминание зарубежным грузоперевозчикам очень своевременно. Несмотря на уверения зарубежных дипломатов в совершеннейшем почтении к России, ряд арктических стран продолжает предъявлять территориальные претензии на участки "общего пользования" в Арктике. Один из них – Северный Полюс. Сейчас он не принадлежит никому. Однако, по сообщению издания "Арктика-Инфо", премьер-министр Канады Стивен Харпер поручил своему правительству включить Северный полюс в заявку свой страны в ООН на расширение границ арктического шельфа. В конце 2014 года, как сообщило информационное агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на датскую газету "Политикен", официальные претензии на обладание Северным Полюсом намерена выдвинуть и Дания. Поэтому России, очевидно, надо ускорить процесс восстановления своей обороноспособности, целостности границ, и обеспечения комплексной безопасности своих северных регионов в Арктике.  

 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама