3 июля 2015, 13:15,
обновлено 3 июля 2014, 11:00

Реалии "Глобального образования", или чему учит чужой опыт

Факультетский корпус Университета Женевы Uni Mail - самое большое здание в Швейцарии. University of Geneva
Факультетский корпус Университета Женевы Uni Mail - самое большое здание в Швейцарии

Смогут ли полторы тысячи молодых людей, получивших образование в лучших зарубежных университетах за государственный счет, совершить технологический прорыв в российской экономике?

Программа "Глобальное образование", о которой эксперты подробно рассказывали в публикациях на площадке ТАСС, заработала с конца 2014  года. Победители первого конкурсного отбора – семь человек – уже учатся за границей и, что называется, на личном опыте могут оценить все плюсы и минусы программы (cм. интервью стипендиатов далее). Еще несколько десятков магистров и аспирантов начнут осваивать грант в сентябре 2015  года. Задача у программы предельно простая и ясная – создать инновационный кадровый резерв для российской экономики. Для этого полторы тысячи молодых россиян отправляются за государственный счет в магистратуры и аспирантуры лучших зарубежных университетов. Государство же определяет приоритетные для себя специальности, понятно, что речь идет о высокотехнологичных и инновационных областях, в которых у нас, в силу разных причин, есть отставание.

Не изобретая велосипед

Подобный опыт не нов, как в российской истории, так и зарубежной. Первый успешный пример относится еще ко временам Петра I: тогда на учебу за границу было отправлено более тысячи человек, большинство из которых обучалось морскому делу и сыграло значительную роль в создании российского флота. Но не только. Почти каждое начинание Петра предварялось подготовкой специалистов за границей. Коллегиальная реформа потребовала хорошо подготовленных чиновников, выход к Балтийскому морю и стремление развивать внешнюю торговлю – грамотных коммерсантов, «культурная революция» - архитекторов и живописцев. Петровские студенты учились по всей Европе – не только в Голландии, но и Германии, Англии, Франции и Италии. Не все они отправлялись за счет казны, но без преувеличения можно сказать, что это был первый пример государственной программы подготовки кадров за границей.

Эта практика продолжилась при Екатерине II, причем приобрела новые черты, одна из которых стала основополагающей для всех последующих образовательных стипендиальных программ: претендовать на заграничное обучение за счет государства могли только лучшие из лучших, в частности, медалисты Петербургского кадетского корпуса.

В последующем образовательные поездки за рубеж стали не только частью дворянского образования, но и представляли собой сознательную попытку хотя бы отчасти вырастить российскую смену для "импортируемой" европейской (главным образом, немецкой) науки. В эпоху великих реформ в России появился институт заграничных профессорских стипендиатов, которые по представлению своих научных руководителей отправлялись в европейские университеты на деньги Министерства просвещения. Во многом благодаря им потом создавалась и развивалась российская система фундаментального университетского образования. (см. продолжение статьи на сайте компании "Альбион").

Елена Коптелова