Новая страница 1
Октябрь и ноябрь - время традиционных визитов в Москву директоров британских частных школ и проведения ими отборочных экзаменов среди российских школьников, планирующих обучение в Великобритании. По заданию компании "Альбион" накануне предстоящих визитов журналист Елена Коптелова побеседовала с руководителями известных школ-пансионов Англии и Шотландии и попыталась выяснить, в чем, по их мнению, секрет знаменитого британского частного образования и что лежит в основе успеха каждой отдельной школы. Мы попытались разглядеть индивидуальный характер и нарисовать неформальный портрет опрошенных школ, надеясь, что это поможет родителям при принятии решения.
Принято считать, что британские школы-пансионы не изменяют себе веками, следуют традициям образования и воспитания, проверенным временем. Попадая в них, действительно чувствуешь дыхание старой доброй Англии - величественные здания, ухоженные лужайки, чопорные секретарши на рецепции, правильный английский и позабытые манеры. Но это лишь первое впечатление. Познакомившись со школой и ее обитателями поближе, понимаешь, что время не пошло вспять. Оно летит вперед, и новые веяния коснулись и традиционных частных школ-пансионов. По общему мнению экспертов, с которыми нам удалось поговорить, за последние 20 лет английские школы поменялись кардинально. Но эти изменения по-английски бережно вплелись в привычную канву, не разрушив ценность оригинала. Школы стали более комфортными для жизни, в них появились уют и семейная атмосфера, еда стала вкуснее и разнообразнее, а здоровье и благополучие детей вышли на первый план. Аскетизма стало меньше, а вольницы на первый взгляд больше, однако расслабляться не стоит: и в новых условиях школы находят способы для закалки характера и выстраивания приоритетов. Вот что они сами рассказывают об этом.
Gordonstoun School
"Воспитание невозможно без преодоления"
Крис Бартон, директор приемной комиссии школы Гордонстоун (Gordonstoun School, Шотландия):
- Не побоюсь сказать, что школа Гордонстоун особенная, не такая, как все, но не только потому, что в ней учились представители трех поколений королевской династии Великобритании, включая супруга Елизаветы II принца Филиппа и их детей принцев Чарльза и Эндрю. У нас особый подход к обучению и уникальная программа.
Мы действительно независимая школа, не связанная обязательствами ни с какими фондами, ассоциациями, бизнесом, и мы одни из немногих в королевстве, кто предлагает полный семидневный пансион для всех учеников без исключения. Другими словами, мы в полном смысле частная школа-пансион (independent boarding school).
Гордонстоун расположена в Шотландии, в местечке Элгин, на побережье Северного моря. Треть наших школьников - местные дети, треть - из Англии, еще треть - из-за рубежа. Мы принципиально поддерживаем такой состав учеников. Как я уже упомянул, школа сама определяет свою политику, и наш главный принцип - образование должно быть всесторонним. Академическая программа хоть и важная его часть, но всего лишь часть. Другая его составляющая - физическая закалка и преодоление себя. У нас есть собственная флотилия, включающая океанскую 80-футовую яхту Ocean Spirit of Moray, и все наши школьники начиная с восьмилетнего возраста обязательно отправляются в учебные плавания в качестве помощников судовой команды. Точно так же абсолютно все в обязательном порядке ходят в горы. Конечно, к таким походам дети тщательно готовятся, проходят полный инструктаж по технике безопасности, но все равно это вызов для них и серьезная проверка на прочность.
Еще одна составляющая хорошего образования - воспитание ответственности перед обществом и обучение полезным навыкам и действию в экстремальных ситуациях. В школе работает 14 сообществ, среди них - "Пожарная служба", "Береговая охрана", "Спасение на водах", "Спасение в горах", "Социальная работа и благотворительность", "Первая помощь" и др. Участие в них также обязательная часть учебной программы. Каждую среду ученики проходят тренинг, после уроков отправляются на практику, а в конце курса получают соответствующую профессиональную квалификацию, дающую право работать в социальных и спасательных службах.
Как видите, Гордонстоун несколько отличается от других. Мы искренне верим в то, что, развивая личность ребенка, раскрывая его душу и сердце, мы помогаем ему учиться. Освоение академической программы, по нашему убеждению и опыту, идет легче и органичнее. Нам не надо, как другим школам, бороться за результат - он приходит сам.
Если же говорить об учебной программе, то мы уверены, что GCSE/A-level остается золотым стандартом образования и подготовки в университет. На мой взгляд, ничего лучше пока не придумано. IB - хорошая программа, но она более комплексная и сложная, я бы сказал, что она не для всех, а для тех, кто способен воспринять большой объем знаний из разных областей. Но, согласитесь, универсальных людей - меньшинство, большинство все же имеет определенный склад ума и склонность либо к гуманитарным, либо к естественным наукам. Британская школьная программа GCSE/A-level эту склонность выявляет и развивает. Когда говорят об узости нашей программы, я не понимаю, что имеется в виду: до 16 лет школьники, как и везде, осваивают широкий набор предметов из всех областей знаний. Потом они встают перед выбором дальнейшей судьбы, и если решают поступать в университет, то, как правило, уже примерно представляют, какое направление обучения выбрать. Углубленное изучение трех-четырех предметов в последних двух классах школы (A-level) дает долговременные и прочные, а не поверхностные знания. Тем более что это предметы, которые тебе нравятся, которые ты изучаешь с удовольствием. Только так можно гарантировать, что ты станешь настоящим специалистом в своей области, а не дилетантом, знающим все понемногу и ничего досконально.
A-level - естественный переход от школьного образования к университетскому. Британская система пирамидальна: от широкого общего образования внизу к узкому профильному на вершине.
Другое дело, что сегодня одних отличных выпускных оценок становится мало для поступления в топ-университет. Лучшие вузы хотят видеть у себя не просто отличника, а уверенную в себе и всесторонне развитую личность, и именно таких молодых людей мы и готовим в Гордонстоуне.
King William’s College
"Без хороших учителей школа обречена"
Джосc Баченен, замдиректора King William’s College (остров Мэн, владения Британской короны):
- Мы небольшая школа, у нас учатся всего 400 учеников, и в этом наше преимущество. Персональное внимание каждому, о котором так любят говорить, у нас не слова, а дело. King William’s College расположен на острове Мэн, и красота окружающей природы и близость моря, как мне кажется, тоже влияют на атмосферу школы и настроение учеников. Но главное - мы одна из четырех школ в королевстве, специализирующихся исключительно на программе IB. Это очень важно для нас, мы считаем, что благодаря этому мы выигрываем в академическом плане. Как и у других частных школ-пансионов, в программу обучения в King William’s College включены и спорт, и театральные занятия, и множество факультативов и кружков, но именно академический аспект стоит на первом месте.
Мы уверены, что IB - более сильная и разносторонняя программа. Она включает в себя больший набор предметов, а кроме того, развивает полезные навыки, незаменимые в дальнейшей учебе в университете, например навык написания эссе. Университеты, особенно самые престижные, это очень ценят. Программа A-level хороша для тех, кто точно знает, на какую специальность поступать. Но далеко не все в 16 лет четко представляют свое будущее: кому-то требуется время, чтобы сделать выбор, а кто-то хочет получить более широкое образование. Например, наши ученики в рамках программы IB изучают несколько иностранных языков, причем все они преподаются носителями языка. Можно сказать, что, оставаясь английской, школа берет лучшее из систем образования других стран, прежде всего европейских. А современные технологии и новейшее программное обеспечение позволяют использовать зарубежный передовой опыт в преподавании математики и естественных наук.
Зачастую родители выбирают школу в Англии или ориентируясь на рейтинги, или по рекомендации знакомых. Но учиться-то в ней будет ваш ребенок, которому школа может не понравиться или не подойти. Поэтому я всегда говорю, что не стоит переоценивать рейтинги - они лишь показывают, где лучше готовят к экзаменам и где больше сильных учеников, и нельзя выбирать школу заочно. Нужно увидеть ее своими глазами, почувствовать атмосферу, поговорить с учениками и учителями.
Именно учителя "делают" школу, это основополагающий момент. Хорошие частные школы Великобритании инвестируют немалые средства в качество обучения (см. весьма показательную статистику на этот счет), привлекая лучших преподавателей и повышая уровень как учебной программы, так и внеклассных занятий. Британские пансионы очень сильно поменялись в последние годы. И дело не только в использовании новых технологий, интернета и соцсетей. Выросла конкуренция, и сегодня школы вынуждены непрерывно совершенствоваться. Это касается в том числе и школьных зданий, и инфраструктуры, и условий проживания. Пансионов в традиционном представлении со спартанскими многоместными общежитиями и палочной дисциплиной уже не сыщешь.
Caterham School
"Мы не кормим школьников с ложечки и не натаскиваем к экзаменам"
Ким Уэлс, директор учебной части Caterham School (графство Суррей, Англия):
- Главное преимущество британских частных школ и нашей в том числе - селективность. Школа выбирает ученика с помощью вступительных тестов и собеседования. По моему мнению, достаточно поговорить с ребенком около получаса, чтобы понять, подходит ли он школе и подходит ли школа ему. Наш идеальный кандидат - любопытный, трудолюбивый, не пасующий перед трудностями, имеющий интересы и хобби.
В практическом смысле селективность означает, что ребенок осваивает учебный материал быстрее и глубже, поскольку все его одноклассники примерно одинакового уровня. В английских школах нет классов, а есть "сеты", то есть группы по уровню знания того или иного предмета. Это подстегивает учиться лучше.
Caterham School не фокусируется только на экзаменах, как делают некоторые британские школы в погоне за результатом и местом в рейтинге (не правда ли, знакомо? - "Альбион"). Мы не кормим школьников с ложечки, не пытаемся втолкнуть в них как можно больше, не натаскиваем их к экзаменам. Это не образование.
Это не значит, что экзамены для нас не важны. Просто мы считаем, что, если научим школьника учиться, он и так хорошо сдаст экзамен. То есть тот самый результат мы все равно получим, но только другим способом.
Кроме экзаменационной гонки некоторые школы в Великобритании сегодня страдают переизбытком иностранных учеников - для них это способ выживания. В результате школа перестает быть английской, превращаясь в китайскую, арабскую или русскую, например. Но зачем тогда ехать в Британию и платить немалые деньги? Поэтому мы намеренно принимаем лишь небольшое число пансионеров (не более 20%), и конкурс в пансион у нас доходит до десяти человек на место.
В последнее время появилось немало критики в адрес британской системы образования, школьную систему планируется реформировать, в частности уменьшить частоту сдачи экзаменов, оставив только финальные в конце курса. Предполагается ввести так называемую линейную систему вместо нынешней модульной, то есть изучаешь тот или иной курс, сдаешь по нему экзамен и больше к нему не возвращаешься, при этом сам экзамен уже не можешь пересдать. На мой взгляд, это хорошо, поскольку заставляет ответственно учиться и избегать повторений.
Но при всем при этом у британских школ немало достоинств, иначе они не были бы столь притягательны для детей и родителей со всего мира. Мне кажется, у нас образование более интерактивное и сбалансированное в отличие, например, от Франции, где большие классы и традиционный дидактический метод преподавания. Или от Азии, где большая нагрузка и сильное давление на учеников. Да, они сильны в физике и математике, но какой ценой! Это же дети, и у них должно быть детство. А что видели китайские школьники, кроме бесконечной зубрежки? Поэтому когда они приезжают в британские пансионы, то, по их же признанию, попадают в рай, у них наконец-то появляется свободное время!
Британские школы, сохраняя лучшее, все же меняются. Как я уже сказал, стиль преподавания стал более интерактивным, вовлекающим ребенка в процесс. К учителям повысились требования. Раньше инспекция оценивала ведение урока на соответствие утвержденной схеме. Сейчас же оценивается прогресс учеников в освоении предмета. То есть не то важно, какой метод или подход преподаватель использует, важно, какой результат он получает. Среди наших учителей немало выпускников Оксфорда и Кембриджа. Но совсем не обязательно заканчивать эти университеты, чтобы быть хорошим учителем. Это призвание. И мы, скорее, возьмем хорошего практика и научим его преподавать. Например, химию у нас ведет известный ученый, а музыку - человек, работавший в звукозаписывающей индустрии и заключавший многомиллионные контракты со звездами.
Вообще, что смог сделать учитель, какого прогресса благодаря ему достиг ученик - это лучший способ оценить школу. Это тот самый показатель value added (с чем ребенок пришел и с чем вышел из школы), на который многие не обращают внимания, зацикливаясь на рейтингах и результатах выпускных экзаменов. Если у школы оба показателя на высоте (и коэффициент value added, и суммарный экзаменационный балл), то это о многом говорит. Caterham School - в топ-40 в стране по обоим показателям.
Елена Коптелова
P. S. Оценить, насколько сложно поступить в известные британские школы, можно как по образцам вступительных экзаменов (здесь и здесь), так и посетив одну из уже ставших традиционными осенних отборочных сессий, проводимых в Москве директорами британских частных школ вместе с "Альбионом".