2 октября 2015, 18:16

Эволюция британских школ-пансионов

King Williams College
За последние 20 лет английские частные школы, кардинально изменившись, сохранили свои основные ценности

Новая страница 1

Октябрь и ноябрь - время традиционных визитов в Москву директоров британских частных школ и проведения ими отборочных экзаменов среди российских школьников, планирующих обучение в Великобритании. По заданию компании "Альбион" накануне предстоящих визитов журналист Елена Коптелова побеседовала с руководителями известных школ-пансионов Англии и Шотландии и попыталась выяснить, в чем, по их мнению, секрет знаменитого британского частного образования и что лежит в основе успеха каждой отдельной школы. Мы попытались разглядеть индивидуальный характер и нарисовать неформальный портрет опрошенных школ, надеясь, что это поможет родителям при принятии решения.

Принято считать, что британские школы-пансионы не изменяют себе веками, следуют традициям образования и воспитания, проверенным временем. Попадая в них, действительно чувствуешь дыхание старой доброй Англии - величественные здания, ухоженные лужайки, чопорные секретарши на рецепции, правильный английский и позабытые манеры. Но это лишь первое впечатление. Познакомившись со школой и ее обитателями поближе, понимаешь, что время не пошло вспять. Оно летит вперед, и новые веяния коснулись и традиционных частных школ-пансионов. По общему мнению экспертов, с которыми нам удалось поговорить, за последние 20 лет английские школы поменялись кардинально. Но эти изменения по-английски бережно вплелись в привычную канву, не разрушив ценность оригинала. Школы стали более комфортными для жизни, в них появились уют и семейная атмосфера, еда стала вкуснее и разнообразнее, а здоровье и благополучие детей вышли на первый план. Аскетизма стало меньше, а вольницы на первый взгляд больше, однако расслабляться не стоит: и в новых условиях школы находят способы для закалки характера и выстраивания приоритетов. Вот что они сами рассказывают об этом.

Gordonstoun School

"Воспитание невозможно без преодоления"

Крис Бартон, директор приемной комиссии школы Гордонстоун (Gordonstoun School, Шотландия):

- Не побоюсь сказать, что школа Гордонстоун особенная, не такая, как все, но не только потому, что в ней учились представители трех поколений королевской династии Великобритании, включая супруга Елизаветы II принца Филиппа и их детей принцев Чарльза и Эндрю. У нас особый подход к обучению и уникальная программа.

Мы действительно независимая школа, не связанная обязательствами ни с какими фондами, ассоциациями, бизнесом, и мы одни из немногих в королевстве, кто предлагает полный семидневный пансион для всех учеников без исключения. Другими словами, мы в полном смысле частная школа-пансион (independent boarding school).

Гордонстоун расположена в Шотландии, в местечке Элгин, на побережье Северного моря. Треть наших школьников - местные дети, треть - из Англии, еще треть - из-за рубежа. Мы принципиально поддерживаем такой состав учеников. Как я уже упомянул, школа сама определяет свою политику, и наш главный принцип - образование должно быть всесторонним. Академическая программа хоть и важная его часть, но всего лишь часть. Другая его составляющая - физическая закалка и преодоление себя. У нас есть собственная флотилия, включающая океанскую 80-футовую яхту Ocean Spirit of Moray, и все наши школьники начиная с восьмилетнего возраста обязательно отправляются в учебные плавания в качестве помощников судовой команды. Точно так же абсолютно все в обязательном порядке ходят в горы. Конечно, к таким походам дети тщательно готовятся, проходят полный инструктаж по технике безопасности, но все равно это вызов для них и серьезная проверка на прочность.

Еще одна составляющая хорошего образования - воспитание ответственности перед обществом и обучение полезным навыкам и действию в экстремальных ситуациях. В школе работает 14 сообществ, среди них - "Пожарная служба", "Береговая охрана", "Спасение на водах", "Спасение в горах", "Социальная работа и благотворительность", "Первая помощь" и др. Участие в них также обязательная часть учебной программы. Каждую среду ученики проходят тренинг, после уроков отправляются на практику, а в конце курса получают соответствующую профессиональную квалификацию, дающую право работать в социальных и спасательных службах.

Как видите, Гордонстоун несколько отличается от других. Мы искренне верим в то, что, развивая личность ребенка, раскрывая его душу и сердце, мы помогаем ему учиться. Освоение академической программы, по нашему убеждению и опыту, идет легче и органичнее. Нам не надо, как другим школам, бороться за результат - он приходит сам. 

Мы учим наших учеников управлять временем, правильно распределять силы, планировать свой день, справляться со стрессом и давлением извне, преодолевать эгоизм и находить время для других, особенно если они нуждаются в помощи

Если же говорить об учебной программе, то мы уверены, что GCSE/A-level остается золотым стандартом образования и подготовки в университет. На мой взгляд, ничего лучше пока не придумано. IB - хорошая программа, но она более комплексная и сложная, я бы сказал, что она не для всех, а для тех, кто способен воспринять большой объем знаний из разных областей. Но, согласитесь, универсальных людей - меньшинство, большинство все же имеет определенный склад ума и склонность либо к гуманитарным, либо к естественным наукам. Британская школьная программа GCSE/A-level эту склонность выявляет и развивает. Когда говорят об узости нашей программы, я не понимаю, что имеется в виду: до 16 лет школьники, как и везде, осваивают широкий набор предметов из всех областей знаний. Потом они встают перед выбором дальнейшей судьбы, и если решают поступать в университет, то, как правило, уже примерно представляют, какое направление обучения выбрать. Углубленное изучение трех-четырех предметов в последних двух классах школы (A-level) дает долговременные и прочные, а не поверхностные знания. Тем более что это предметы, которые тебе нравятся, которые ты изучаешь с удовольствием. Только так можно гарантировать, что ты станешь настоящим специалистом в своей области, а не дилетантом, знающим все понемногу и ничего досконально.

A-level - естественный переход от школьного образования к университетскому. Британская система пирамидальна: от широкого общего образования внизу к узкому профильному на вершине.

Другое дело, что сегодня одних отличных выпускных оценок становится мало для поступления в топ-университет. Лучшие вузы хотят видеть у себя не просто отличника, а уверенную в себе и всесторонне развитую личность, и именно таких молодых людей мы и готовим в Гордонстоуне.

King William’s College

"Без хороших учителей школа обречена"

Джосc Баченен, замдиректора King William’s College (остров Мэн, владения Британской короны):

- Мы небольшая школа, у нас учатся всего 400 учеников, и в этом наше преимущество. Персональное внимание каждому, о котором так любят говорить, у нас не слова, а дело. King William’s College расположен на острове Мэн, и красота окружающей природы и близость моря, как мне кажется, тоже влияют на атмосферу школы и настроение учеников. Но главное - мы одна из четырех школ в королевстве, специализирующихся исключительно на программе IB. Это очень важно для нас, мы считаем, что благодаря этому мы выигрываем в академическом плане. Как и у других частных школ-пансионов, в программу обучения в King William’s College включены и спорт, и театральные занятия, и множество факультативов и кружков, но именно академический аспект стоит на первом месте.

Мы уверены, что IB - более сильная и разносторонняя программа. Она включает в себя больший набор предметов, а кроме того, развивает полезные навыки, незаменимые в дальнейшей учебе в университете, например навык написания эссе. Университеты, особенно самые престижные, это очень ценят. Программа A-level хороша для тех, кто точно знает, на какую специальность поступать. Но далеко не все в 16 лет четко представляют свое будущее: кому-то требуется время, чтобы сделать выбор, а кто-то хочет получить более широкое образование. Например, наши ученики в рамках программы IB изучают несколько иностранных языков, причем все они преподаются носителями языка. Можно сказать, что, оставаясь английской, школа берет лучшее из систем образования других стран, прежде всего европейских. А современные технологии и новейшее программное обеспечение позволяют использовать зарубежный передовой опыт в преподавании математики и естественных наук.

В отличие от других школ мы меньше тестируем поступающих к нам детей по предметам школьной программы. Но обязательно проводим собеседование с каждым - оно говорит о кандидате гораздо больше, чем формальные тесты. Конечно, мы смотрим на табель успеваемости и уровень английского, если это иностранец, но нам гораздо важнее понять, хочет и готов ли ребенок учиться у нас

Зачастую родители выбирают школу в Англии или ориентируясь на рейтинги, или по рекомендации знакомых. Но учиться-то в ней будет ваш ребенок, которому школа может не понравиться или не подойти. Поэтому я всегда говорю, что не стоит переоценивать рейтинги - они лишь показывают, где лучше готовят к экзаменам и где больше сильных учеников, и нельзя выбирать школу заочно. Нужно увидеть ее своими глазами, почувствовать атмосферу, поговорить с учениками и учителями.

Именно учителя "делают" школу, это основополагающий момент. Хорошие частные школы Великобритании инвестируют немалые средства в качество обучения (см. весьма показательную статистику на этот счет), привлекая лучших преподавателей и повышая уровень как учебной программы, так и внеклассных занятий. Британские пансионы очень сильно поменялись в последние годы. И дело не только в использовании новых технологий, интернета и соцсетей. Выросла конкуренция, и сегодня школы вынуждены непрерывно совершенствоваться. Это касается в том числе и школьных зданий, и инфраструктуры, и условий проживания. Пансионов в традиционном представлении со спартанскими многоместными общежитиями и палочной дисциплиной уже не сыщешь.

Caterham School

"Мы не кормим школьников с ложечки и не натаскиваем к экзаменам"

Ким Уэлс, директор учебной части Caterham School (графство Суррей, Англия):

- Главное преимущество британских частных школ и нашей в том числе - селективность. Школа выбирает ученика с помощью вступительных тестов и собеседования. По моему мнению, достаточно поговорить с ребенком около получаса, чтобы понять, подходит ли он школе и подходит ли школа ему. Наш идеальный кандидат - любопытный, трудолюбивый, не пасующий перед трудностями, имеющий интересы и хобби.

В практическом смысле селективность означает, что ребенок осваивает учебный материал быстрее и глубже, поскольку все его одноклассники примерно одинакового уровня. В английских школах нет классов, а есть "сеты", то есть группы по уровню знания того или иного предмета. Это подстегивает учиться лучше.

Caterham School не фокусируется только на экзаменах, как делают некоторые британские школы в погоне за результатом и местом в рейтинге (не правда ли, знакомо? - "Альбион"). Мы не кормим школьников с ложечки, не пытаемся втолкнуть в них как можно больше, не натаскиваем их к экзаменам. Это не образование.

Для нас важно мотивировать ученика, сделать так, чтобы он сам хотел учиться и знал, как получить необходимые знания. Мы даем ему навыки, которые он может использовать повсеместно

Это не значит, что экзамены для нас не важны. Просто мы считаем, что, если научим школьника учиться, он и так хорошо сдаст экзамен. То есть тот самый результат мы все равно получим, но только другим способом.

Кроме экзаменационной гонки некоторые школы в Великобритании сегодня страдают переизбытком иностранных учеников - для них это способ выживания. В результате школа перестает быть английской, превращаясь в китайскую, арабскую или русскую, например. Но зачем тогда ехать в Британию и платить немалые деньги? Поэтому мы намеренно принимаем лишь небольшое число пансионеров (не более 20%), и конкурс в пансион у нас доходит до десяти человек на место.

В последнее время появилось немало критики в адрес британской системы образования, школьную систему планируется реформировать, в частности уменьшить частоту сдачи экзаменов, оставив только финальные в конце курса. Предполагается ввести так называемую линейную систему вместо нынешней модульной, то есть изучаешь тот или иной курс, сдаешь по нему экзамен и больше к нему не возвращаешься, при этом сам экзамен уже не можешь пересдать. На мой взгляд, это хорошо, поскольку заставляет ответственно учиться и избегать повторений.

Но при всем при этом у британских школ немало достоинств, иначе они не были бы столь притягательны для детей и родителей со всего мира. Мне кажется, у нас образование более интерактивное и сбалансированное в отличие, например, от Франции, где большие классы и традиционный дидактический метод преподавания. Или от Азии, где большая нагрузка и сильное давление на учеников. Да, они сильны в физике и математике, но какой ценой! Это же дети, и у них должно быть детство. А что видели китайские школьники, кроме бесконечной зубрежки? Поэтому когда они приезжают в британские пансионы, то, по их же признанию, попадают в рай, у них наконец-то появляется свободное время!

Британские школы, сохраняя лучшее, все же меняются. Как я уже сказал, стиль преподавания стал более интерактивным, вовлекающим ребенка в процесс. К учителям повысились требования. Раньше инспекция оценивала ведение урока на соответствие утвержденной схеме. Сейчас же оценивается прогресс учеников  в освоении предмета. То есть не то важно, какой метод или подход преподаватель использует, важно, какой результат он получает. Среди наших учителей немало выпускников Оксфорда и Кембриджа. Но совсем не обязательно заканчивать эти университеты, чтобы быть хорошим учителем. Это призвание. И мы, скорее, возьмем хорошего практика и научим его преподавать. Например, химию у нас ведет известный ученый, а музыку - человек, работавший в звукозаписывающей индустрии и заключавший многомиллионные контракты со звездами.

Вообще, что смог сделать учитель, какого прогресса благодаря ему достиг ученик - это лучший способ оценить школу. Это тот самый показатель value added (с чем ребенок пришел и с чем вышел из школы), на который многие не обращают внимания, зацикливаясь на рейтингах и результатах выпускных экзаменов. Если у школы оба показателя на высоте (и коэффициент value added, и суммарный экзаменационный балл), то это о многом говорит. Caterham School - в топ-40 в стране по обоим показателям.

Елена Коптелова

P. S. Оценить, насколько сложно поступить в известные британские школы, можно как по образцам вступительных экзаменов (здесь и здесь), так и посетив одну из уже ставших традиционными осенних отборочных сессий, проводимых в Москве директорами британских частных школ вместе с "Альбионом".