Новая страница 1
Так уж сложилось, что со второй половины ХХ века английский стал главным языком в мире, а англоязычные страны - главным направлением для получения образования за рубежом. Между тем хорошие университеты есть и в других странах, и у каждого из них найдется свое преимущество перед мировыми лидерами. Возьмем, к примеру, Германию, где обучение практически бесплатно для всех включая студентов-иностранцев, а выпускники технических специальностей нарасхват, или Швейцарию, опережающую по многим научным исследованиям в высокотехнологичных областях даже США и проводящую гибкую политику по привлечению талантливой молодежи из-за рубежа в свои университеты.
Что могут предложить вузы Германии и Швейцарии, насколько они заинтересованы в сотрудничестве с Россией, и в чем они выигрывают у англичан и американцев - об этом по заданию образовательной компании "Альбион" журналист Елена Коптелова побеседовала с представителями университетов этих стран.
KIT
"Немецкая инженерная школа - это знак качества"
"Классические университеты в Германии имеют давнюю историю, берущую начало в Средних веках. А промышленная революция XIX века породила новый тип учебных заведений - политехникумы, которые стали центрами научных открытий и двигателями технического прогресса, кардинально изменившими жизнь в Европе и мире", - начинает свой рассказ вице-президент старейшей немецкой технической школы Karlsruher Institut für Technologie (KIT) профессор Александр Ваннер.
Свой статус "первого" KIT подтверждал не раз за почти 200-летнюю историю (основан в 1825 году). Здесь учились изобретатель автомобилей Карл Бенц и создатель американской водородной бомбы Эдвард Теллер, здесь в 1888 году Генрих Герц открыл электромагнитные волны, а до этого вместе со своим учеником Вильгельмом Халльваксом впервые изучил фотоэффект. В начале XX века на кафедре физики было проведено первое исследование свойств жидких кристаллов. В 1969 году университет Карлсруе первым в Германии начал готовить программистов, а в 1972 году открыл первый в стране факультет информатики. Список можно продолжать, добавим лишь, что, когда в начале 90-х Карлсруе получил неофициальный статус "немецкого технополиса", центром инновационных разработок стал как раз KIT.
"Мы всегда были сильны в инженерных и естественных науках, и это по-прежнему наши основные направления обучения и исследований, - продолжает профессор Ваннер. - Самый большой конкурс у нас на факультеты машиностроения, производственной инженерии и информатики. Специалистов этого профиля не хватает в Германии, и наши выпускники, в том числе приехавшие на обучение из-за рубежа, легко находят работу. Многие остаются в самом Карлсруе, где расположены отделения крупных немецких и международных концернов".
Действительно, по данным Союза немецких инженеров VDI, на сегодняшний день вакансии для инженеров существуют на каждом втором предприятии страны, причем 30 тыс. вакансий ждут именно выпускников и молодых специалистов. К 2020 году эксперты прогнозируют наличие 470 тыс. незанятых рабочих мест для инженерных кадров. Самыми востребованными будут инженеры-энергетики, строители, специалисты по информационной безопасности и разработчики программного обеспечения.
Интересно, что новые школы, открывшиеся в университете сравнительно недавно, - медицины, права и менеджмента - тоже так или иначе связаны с профильным направлением KIT. На медицинском факультете большой акцент делается на биотехнологии и медтехнику, а управление имеет "производственный" уклон.
Это одна из немецких особенностей: инженеры очень часто у нас становятся топ-менеджерами. Многие автомобильные и промышленные компании управляются инженерами, в том числе выпускниками KIT. К примеру, во главе концерна Daimler, производителя "Мерседес", стоит выпускник факультета электротехники нашего университета
TUM
Данный факт подтверждает и директор во внешним связям Мюнхенского технического университета (Technische Universität München - TUM) доктор Ульрих Марш. Выпускники TUM возглавляли компании Linde, BMW, ThyssenKrupp и др. Университет занимает одно из первых мест в мире по такому показателю, как industry income: в этом году, согласно данным рейтинга The World University Rankings, он составил 99,2%. Industry income - это вклад университета в развитие экономики страны, оценивается количество университетских инноваций и изобретений, нашедших применение на практике, так называемый трансфер знаний. Кроме того, принимается во внимание способность университета привлечь инвестиции из бизнеса и готовность бизнеса финансировать научные исследования данного конкретного вуза.
"Уникальность нашего университета - в объединении разных направлений обучения, именно на стыке наук рождаются инновации, - говорит доктор Марш. - Кроме классических предметов типичного немецкого технического университета, мы предлагаем комбинированные курсы, например, экономика и инженерное дело, медицина и естественные науки, кстати, мы единственный политехникум Германии, у которого есть собственная университетская больница. В лабораториях TUM создаются новые приборы и технологии для лечения различных болезней и решения возрастных проблем, что очень актуально для нашей страны, население которой стремительно стареет".
Одно из последних изобретений - специальные очки для хирургов, позволяющие сканировать тело больного и локализовать источник болезни, об их опытном применении было объявлено в середине октября.
Один из главных предметов в TUM - математика, это основа основ. Мы - исследовательский университет, наше образование более фундаментальное и теоретическое, чем, скажем, в институтах прикладных наук, с которыми нас нередко сравнивают, - продолжает Ульрих Марш, - но все же производственная практика есть и у нас - 16-20 недель в течение обучения. Студенты должны понимать, как работает то, что они изучают. Но главное, что мы им даем знания и навыки, опережающие время. В этом залог успеха наших выпускников
По словам г-на Марша, самый сильный и популярный факультет TUM - электротехники и информационных технологий, он занимает первые места во всех рейтингах. Здесь работают лучшие профессора и исследователи, в том числе из Америки, Китая и Австралии. Другая востребованная специальность - машиностроение, не в последнюю очередь благодаря тесным связям факультета с крупнейшими немецкими автогигантами (BMW, Audi, Mann и др.).
"Мы делаем ставку на международное сотрудничество. Если университет хочет преуспеть, ему нужны хорошие партнеры и хорошие фонды для научной деятельности", - считает доктор Марш.
Как раз с финансовой поддержкой у немецких университетов все в порядке: "фонды" они получают и из госбюджета, и из бизнеса, и от внедрения разработок, и от тех же совместных международных программ. Высшее образование в Германии бесплатное для всех (и местных, и иностранцев) и во всех государственных вузах. Платные - в основном англоязычные магистерские программы, программы двойных дипломов с зарубежными университетами, но и они существенно дешевле аналогичных курсов в Великобритании и США.
Еще один плюс для прибывающих из-за границы с целью получения образования в университетах Германии - отсутствие вступительных экзаменов: немецкие вузы, даже самые лучшие, берут всех, у кого есть аттестат зрелости, соответствующий немецкому Abitur, и кто знает язык на уровне B2 (выше среднего). Выпускнику российской школы придется либо поступить на годичную подготовительную программу в Studienkolleg, либо закончить первый курс института дома. Обучение и в Studienkolleg и в технических университетах Мюнхена и Карлсруе бесплатное, берется только взнос в студенческий союз: в TUM в размере 113 евро в семестр, в KIT - 144 евро в семестр.
Минус - язык: изучение немецкого в наших школах распространено гораздо меньше, чем английского. Возможно, поэтому русских студентов в Мюнхенском техническом университете немного, да и те в основном приезжают по обмену. Хотя в общей доле студенческого населения TUM иностранцы занимают 21%, большинство из них - китайцы. И квалифицированным иностранцам, особенно технических специальностей, получившим диплом в Германии, не строят препятствий для дальнейшей работы в стране.
В Карлсруе наших соотечественников не в пример больше - 140, мы стоим на четвертом месте среди европейских стран, откуда приезжают студенты. Но все равно, если сравнивать с началом прошлого века, когда Германия была для нас страной № 1 для получения образования, в первую очередь, кстати, инженерного и технического, и когда русские составляли 63% всех иностранных студентов немецких университетов, это капля в море.
Швейцария
"Швейцарская наука - это коммерческий проект"
Тогда же, сто лет назад, вторым главным партнером России в академической сфере была Швейцария. Центрами притяжения российской молодежи, выезжающей в те времена на обучение за границу, стали политехникумы и университеты Цюриха, Лозанны и Женевы, причем почти половину наших студентов составляли девушки - в Швейцарии им разрешалось учиться в вузах наравне с мужчинами. Примечательно, что русских в перечисленных университетах было даже больше, чем местных студентов, а приоритетными факультетами были физико-математический, химический и инженерный (прежде всего машиностроительный и химико-технологический).
Что ж, век спустя ориентиры остались, по сути, прежними. Часовая промышленность, машиностроение и точная механика, фармакология и нефтехимия - основные экспортные составляющие Швейцарии и залог ее процветания. Особенность швейцарского образования и науки - в их прикладном характере, в том, что они работают на себя и зарабатывают деньги.
По словам директора академических программ инженерного факультета Цюрихской высшей школы прикладных наук (Zueriche Hochschule fuer Angewandte Wissenschaften) Томаса Йерманна, только 20% швейцарцев заканчивают гимназию и продолжают обучение в классическом университете. Большинство предпочитает теории практику, начиная взрослую жизнь с приобретения профессионального опыта на рабочем месте в течение двух-трех лет. После чего, если есть необходимость в высшем образовании, они идут в университет прикладных наук. Г-н Йерманн видит в этом только пользу для экономики страны: человек приобретает практические знания и навыки, необходимые в работе, быстрее входит в рабочий процесс, его не надо переучивать.
Однако высокие технологии, которыми так гордится Швейцария, создаются не на рабочем месте, а в научных лабораториях и центрах. Другое дело, что наука и бизнес в этой стране тесно связаны. Созданная в 2003 году государственная комиссия по вопросам технологий и инноваций, работает под лозунгом "Science to Market" ("Науку - на рынок"). В этом ей активно помогает Швейцарская ассоциация трансфера технологий, а также сами университеты, при которых работают специальные центры коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.
В обучение каждого студента (включая иностранцев!) Швейцария вкладывает средства, намного превышающие средний уровень по ОЭСР ($21 тыс. против $14 тыс.) Поэтому для студентов, в том числе и зарубежных, стоимость обучения невысока - в среднем 730 швейцарских франков в семестр (по данным ассоциации Swissuniversities). Гораздо больше денег требуется на проживание, но, как утверждает ректор Женевского университета Ив Флюкигер, почти половина студентов получает стипендии, покрывающие расходы на жизнь. Условие только одно - хорошо учиться. Правда, как сказала в беседе с нами генеральный секретарь Ассоциации швейцарских университетов Swissuniversities Мартина Вайс, сейчас активно обсуждается вопрос повышения платы за обучение для иностранцев. По ее словам, вполне возможно, что в ближайшие годы ряд вузов так и поступит, однако вряд ли это будет носить массовый характер.
Швейцарские университеты заинтересованы в студентах и научных кадрах из-за рубежа, - утверждает Ив Флюкигер. - И потому что международный аспект - один из критериев высокой репутации вуза, но больше из-за того, что у нас наблюдается дефицит специалистов в разных областях. К тому же известные на весь мир научные центры в области изучения космоса, атомной энергии, нанотехнологий, расположенные в Швейцарии, нуждаются в притоке мозгов
По данным Swissuniversities, иностранцы составляют треть всего студенческого состава университетов страны. В Женевском университете эта цифра доходит до 40%. "Женева - интернациональный город в силу того, что здесь расположены штаб-квартиры крупнейших международных организаций, включая Европейское отделение ООН, Красный Крест, ВТО, ВОЗ, ЦЕРН, - говорит г-н Флюкигер. - Поэтому, говоря об иностранцах в нашем университете, мы имеем в виду и тех, кто приезжает напрямую из-за рубежа, и тех, кто живет и работает в Женеве".
Неудивительно, что популярность университетских факультетов и специальностей напрямую коррелирует со спецификой города. Не может не учитываться она и в учебных программах. "Больше всего заявлений поступает на факультет международных отношений, - рассказывает ректор, - высоко котируются международное здравоохранение и защита окружающей среды. Огромный конкурс на магистерские программы по экономике и менеджменту, поскольку они предполагают два дня учебы в неделю и три дня практики в международных торговых организациях. Но я бы сказал, что по научному потенциалу самые сильные у нас факультеты точных и естественных наук, а также медицины.
При нашем университете работают шесть научных центров мирового уровня - в области генетики, материаловедения, биохимии, психологии, аффективных наук (раздел психиатрии - изучает эмоциональное состояние человека и его расстройства, в психиатрии аффектом называют внешние и внутренние проявления настроения. - ред.) и психического здоровья. Мы исследуем, например, возможности головного мозга и способы реабилитации людей с различными расстройствами работы нервной системы, разрабатываем новые лекарства. Серьезные исследования ведутся и в сфере сохранения энергии и разработки новых материалов".
"Мы тесно сотрудничаем со многими ведущими университетами мира, в том числе российскими, - продолжает Ив Флюкигер, - и заинтересованы в развитии этого сотрудничества и в новых студентах из России. Связями с Россией с недавних пор у нас занимается известный журналист и знаток вашей страны Эрик Осли, и мы связываем с этим назначением большие надежды".
Как и в университетах Германии, для поступления в швейцарские вузы требуется школьный аттестат, соответствующий местному (российский не является таковым, нужно отучиться, как правило, два года в институте), и хорошее знание языка - немецкого, французского, итальянского или английского в зависимости от вуза и программы. Как отмечают в компании "Альбион", в университет прикладных наук вас не возьмут без опыта работы в той сфере, которую хотите изучать. Некоторые факультеты университетов и высших школ, например переводческий факультет Женевского университета, проводят еще вступительное собеседование и тест.
Кстати, полным высшим образованием в Швейцарии считается курс, заканчивающийся присуждением степени магистра (4,5-5 лет), бакалавриат таковым не является. Однако в университетах прикладных наук большинство студентов ограничиваются трехгодичной бакалаврской программой. Как следствие, дефицит дипломированных специалистов составляет 30-40%, и эта проблема решается привлечением квалифицированных кадров из-за рубежа, главным образом из Европы.
Наше правительство наконец пришло к тому, что надо менять иммиграционные законы. Предполагается, что уже в ближайшее время иностранным выпускникам швейцарских вузов будет разрешено остаться в стране на полгода-год для поиска работы. Если сейчас одним из главных аргументов в пользу Швейцарии является высокий рейтинг наших университетов (шесть из них входит в первую сотню в мире, а высшая техническая школа Цюриха ETH Zurich занимает девятую строчку и считается лучшим вузом континентальной Европы. - ред.), то с новым законом мы станем привлекательны еще и с точки зрения карьеры
Елена Коптелова