6 апреля 2014, 22:54

Более 80% россиян регулярно замечают, что пешеходов не пропускают на зебре

ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

60% россиян уверены, что частые ДТП с пешеходами - результат низкой культуры водителей

МОСКВА, /ИТАР-ТАСС/. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и экспертный центр "Движение без опасности" провели опрос о поведении пешеходов и автомобилистов на дорогах.

Более 80% россиян регулярно сталкиваются с тем, что пешеходов не пропускают на их законной зебре, сообщили "Известиям" в экспертном центре "Движение без опасности". Пренебрежение к зебре не зависит от места жительства - и в столице, и в регионах большинство участников дорожного движения регулярно сталкиваются с тем, что водители нарушают ПДД и не пропускают пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, причем 31% москвичей и 35% жителей регионов наблюдают такие ситуации почти каждый день.

"Тенденции последних лет показали, что, несмотря на общее снижение смертности, увеличивается количество погибших пешеходов на пешеходных переходах", - рассказала президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.

При этом 60% россиян уверены, что частые ДТП с пешеходами происходят из-за низкой культуры водителей. В Москве этот процент еще выше - 74%. Правда, почти половина опрошенных уверены, что в ДТП виновны пешеходы и их низкий уровень культуры (в Москве - 69%.) Невнимательность пешеходов отмечают 36% россиян.

Четверть опрошенных винят низкий уровень знаний ПДД, плохую подготовку водителей и их неопытность и недопонимание процесса торможения автомобиля.

"Около половины респондентов не знают, что такое тормозной путь, и не знают, что он будет более длинным при увеличении скорости автомобиля. Большая часть россиян склонны думать, что длина тормозного пути будет существенно увеличиваться из-за невнимательности водителя и погодных условий, но при этом представления населения сильно отличаются от реального расстояния, которое может потребоваться для остановки автомобиля", - отмечают в экспертном центре "Движение без опасности".

Согласно различным подсчетам, водителю в среднем требуется от 2 до 3,5 сек. для полной остановки - на реакцию на появление препятствия, перенос ноги на педаль тормоза и сам тормозной путь автомобиля. А за 1 сек. автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проезжает 16 м. Даже если принять идеальное время реакции, прекрасные погодные условия и отличное дорожное покрытие, для полной остановки необходим запас 45-60 м.

Согласно результатам исследования, антиблокировочной системой торможения оснащены 68% автомобилей в столице и 43% автомобилей в регионах. Более 60% жителей регионов и более 70% москвичей уверены, что знают, как пользоваться АБС.

Судя по опросам, за техническим состоянием автомобиля и тормозной системы в частности московские водители практически не следят и обращают внимание только в случае поломки. В регионах более половины автовладельцев регулярно проверяют состояние шин и технических жидкостей.

"Разница в отношении связана с повышенной тревожностью провинциалов, вызванной пониженной адаптацией к вождению и факторами вокруг этого. Москвичи, пребывая большое время за рулем (иные масштабы перемещения, например ежедневное перемещение по Москве или из Москвы в Московскую область и обратно), адаптируются, и результатом этого является пониженный уровень тревожности. А тревога - это всегда усиление недоверия к окружающему миру и к тормозной системе в частности", - считает доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

Со значительно большим спокойствием москвичи относятся и к некоторым правонарушениям. Так, всего 6% московских водителей считают превышение скорости на 10-20 км/ч серьезным нарушением ПДД, связанным с риском для своей и чужой жизни, 31% называют это мелким нарушением, а для 57% это обычная практика, не представляющая опасности. В регионах к незначительному превышению скорости относятся строже.