Луговой: проверка на соответствие закону о СМИ может затронуть все интернет-поисковики

ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков

Ранее депутат фракции ЛДПР направил в Генпрокуратуру запрос о проверке "Яндекса"

МОСКВА, 16 мая. /ИТАР-ТАСС/. Депутат фракции ЛДПР Андрей Луговой представил журналистам свой запрос в Генпрокуратуру относительно проверки "Яндекса" на принадлежность к СМИ.

Ранее в ведомстве сообщили, что обращение депутата пока не поступало.

"13 мая я отправил запрос в Генпрокуратуру по вопросу "Яндекса", - сказал парламентарий, продемонстрировав текст запроса журналистам перед пленарным заседанием Госдумы. Луговой признался, что последний раз подобный ажиотаж, связанный с ним, был несколько лет назад. "Мой телефон чуть не сошел с ума", - сообщил он.

Зачем проверять поисковики

По мнению депутата, интернет-ресурсы быстро развиваются, оказывая влияние на людей. "В моем запросе нет каких-либо претензий к кому-либо или недовольства чем-либо, возникает лишь желание разобраться, является ли поисковая система на примере "Яндекса" СМИ или нет", - сказал он. По словам депутата, "такие же вопросы могут возникнуть и к другим поисковым системам", - сказал он. Луговой также подтвердил, что от ответа Генпрокуратуры будут зависеть его дальнейшие действия и он предложит соответствующие изменения в закон о СМИ.

"Перед распространением какой-либо информации СМИ соответствующим образом регистрируются, после этого на них налагаются определенные права и обязанности. Поисковики также занимаются распространением такого рода информации, но не регистрируются как СМИ и не несут в этой связи никаких обязанностей", - считает Луговой. "

"Яндекс" является самым популярным ресурсом у нас в стране, его месячная аудитория составляет десятки миллионов людей, а при открытии страницы мы обращаем внимание на топ-5 новостей. Они не просто так там возникают, есть конкретные люди, которые принимают решения, какие из новостей туда поместить
Андрей Луговой
депутат фракции ЛДПР

По мнению политика, "говорить о том, что эта ссылка на какие-то новостные порталы, неправильно". "Кроме того, если "Яндекс" зарегистрирован в Голландии, то возникает вопрос: если он затронет чьи-либо интересы, то куда обычный российский гражданин должен обращаться?" - сказал Луговой. Также он информировал, что "к ответу Генпрокуратуры будет подготовлено обращение граждан РФ, которые пытались судиться с "Яндексом", но ничего не добились".

Позиция "Яндекса"

Как ранее сообщала газета "Коммерсантъ", вопрос о месте поисковых систем в интернете поднимался в конце апреля на медиафоруме "Общероссийского народного фронта" (ОНФ). В форуме участвовал и глава РФ Владимир Путин.

По данным издания, вопрос о "двойственности" "Яндекса" тогда задал президенту один из блогеров. Путин ответил, что с компанией "Яндекс" "не так все просто". "Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать", - заявил он.

После этого "Яндекс" выпустил заявление, в котором объяснил, что "на главной странице "Яндекса" показываются заголовки только из самых авторитетных СМИ, имеющих российскую лицензию". "На наш взгляд, нет необходимости повторно лицензировать заголовки на главной странице "Яндекса", поскольку все они уже являются продуктами лицензированных СМИ", - отметили в компании.

Блокировка Twitter и последовательность Facebook: что будет с интернетом в России

C 1 августа в России вступит в силу закон, согласно которому популярные блогеры обязаны выполнять требования, предъявляемые к СМИ. Закон вводит понятие "блогер" - владелец сайта с посещаемостью более 3 тыс. пользователей в сутки.

Предусматривается создание реестра блогеров, вести который будет Роскомнадзор. В частности, блогеры будут обязаны размещать свои фамилию и инициалы, электронный адрес. 

По сути, новый закон затронет все крупные социальные сети и сервисы блогов и микроблогов в России. В частности, как заявил газете "Известия" заместитель главы Роскомнадзора Максим Ксензов, комментируя изменения в законодательстве, практически неизбежна блокировка Twitter в России.

У меня есть стойкое ощущение, что Twitter - это глобальный инструмент продвижения политической информации. Во взаимодействии с нами они используют свою аудиторию как средство достижения целей
Максим Ксензов
замглавы Роскомнадзора

"При этом значимость пользователя как личности, его интересы для этой компании сведены к уровню плинтуса. Последовательно отказываясь выполнять наши требования, они специально создают условия, в которых блокировка этого ресурса на территории нашей страны становится практически неизбежной", - заявил чиновник.

Кто и как может блокировать сайты

Ксензов также рассказал. что есть общая проблема взаимодействия с глобальными компаниями американского происхождения: Facebook, Twitter и Google. "Twitter и Facebook юридически не присутствуют в России. У Google в нашей стране есть представительство, с которым мы общаемся. Но с их стороны это общение часто сводится к своеобразной игре. В какой-то ситуации они могут самостоятельно принимать решения, а в какой-то - кивают на заокеанских корпоративных юристов и менеджеров и разводят руками: от нас, мол, ничего не зависит", - приводят "Известия" слова заместителя главы Роскомнадзора.

Ксензов отметил, что в отношении представителей Facebook, "в отличие от Google, их действия, как правило, отличаются определенностью и последовательностью.