МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Отказ от участия в Болонском образовательном процессе, когда обучение строится по системе "бакалавриат - магистратура", и возврат к одноуровневому высшему образованию чреваты тем, что дипломы российских вузов могут признаваться за границей только на уровне бакалавриата. Об этом заявил и.о. вице-президента Российской академии образования (РАО), президент РУДН, экс-министр образования (1998-2004) Владимир Филиппов.
"Подчеркиваю, что здесь есть и политические риски для людей: дипломы выпускников российских вузов могут не признаваться в мире", - заявил Филиппов в видеоинтервью, опубликованном в аккаунте РАО "ВКонтакте".
По его словам, возврат к пятилетней системе обучения может привести к тому, что российские дипломы будут признаваться только на уровне бакалавриата. "Когда кто-то говорит сейчас о том, что давайте вернем пятилетнюю систему, то <…> чем нам это грозит? А грозит в этих особенно сложных политических условиях точно принятием решения о том, чтобы не признавать пятилетние дипломы российских вузов на уровне магистра. Признавать только на уровне бакалавра", - пояснил Филиппов. Он добавил, что почти 100% стран мира используют систему "бакалавр-магистр", в том числе Китай и Индия.
Филиппов также отметил, что иностранные студенты в таком случае вряд ли захотят поехать в РФ для обучения. Кроме того, разговоры об отказе от участия в Болонском образовательном процессе противоречат той мировой тенденции дифференциации обучения, которой следует сейчас Россия. Она подразумевает выстраивание обучения по системе "2+2+2", когда с направлением подготовки можно определиться после второго года обучения.
Ранее в Минобрнауки РФ заявили, что отказ от участия в Болонском образовательном процессе не обсуждается. Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Cистема предусматривает двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратура. При этом российская система образования, кроме уровней бакалавриата и магистратуры, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ пять-шесть лет.