14 октября 2015, 15:35

На Урале руководство "Яндекс.Такси" и Uber могут привлечь к уголовной ответственности

Антон Новодережкин/ ТАСС
В МВД поступили обращения от замглавы комитета Госдумы по транспорту и руководителя Федерации автовладельцев, которые подозревают сервисы такси в нелегальном бизнесе

ЕКАТЕРИНБУРГ, 14 октября. /ТАСС/. В Свердловской области руководство популярных сервисов заказа такси "Яндекс.Такси" и Uber могут привлечь к уголовной ответственности по заявлению граждан. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе областного УМВД.

"В УЭБ и Управление МВД по Свердловской области поступили обращения двух граждан о необходимости привлечения к уголовной ответственности руководителей сервисов заказов такси "Яндекс.Такси" и Uber", - сказали ТАСС в ведомстве.

Обращения поступили от замглавы комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова и руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева. По их словам, ранее они адресовали обращения в федеральные ведомства, и именно оттуда, скорее всего, документы были перенаправлены в регионы, где также работают данные сервисы такси. Претензии Старовойтова и Канаева к службам заказа такси связаны с возможной передачей незаконных вознаграждений тем, кто осуществляет перевозки в интересах данных организаций.

Подозрения в нелегальном бизнесе

"Работа по нашим обращениям еще продолжается в нескольких регионах России. В письме мы просили проверить сервисы из-за возможной неуплаты налогов и коммерческого подкупа служб такси, с которыми они работают. И если такие факты будут доказаны, принять меры по привлечению к уголовной ответственности", - отметил Канаев, добавив, что письмо о работе сервисов "Яндекс.Такси", Uber и Gett было направлено в ФАС, Генпрокуратуру РФ и Общественную палату. По его словам, к письму приложены документы, удостоверяющие факты коммерческого подкупа компанией Uber.

Как сообщил ТАСС Александр Старовойтов, популярные сервисы заказа такси, как правило, работают с водителями, у которых не всегда есть лицензия на перевозку пассажиров. "Сервисы зачастую работают, не проверяя своих перевозчиков. Была даже размещена информация о том, что стаж водителя при приеме на работу неважен, а это напрямую противоречит закону РФ. Таксисты в этой ситуации понимают, что им необязательно соблюдать законодательство нашей страны, проходить техосмотры автомобилей, медицинские обследования", - сказал он. При этом Старовойтов отмечает, что в Москве "Яндекс.Такси" сверяют своих водителей с реестром выданных департаментом транспорта Москвы разрешений на осуществление перевозок.

Также, по данным Старовойтова, необходимо проверить, каким образом платятся налоги контрагентами сервисов онлайн-заказа такси. "В обращении в Генпрокуратуру РФ я просил проверить контрагентов данных сервисов. Каким образом платятся налоги теми, кто зарабатывает деньги с помощью этих сервисов? Это похоже на нелегальный бизнес. Если они действительно работают с белыми перевозчиками, то никакие проверки им не страшны", - добавил он.

Позиция перевозчиков

Представители онлайн-сервисов не согласны с обвинениями. Как сообщили ТАСС в пресс-службе компании Uber, они осуществляют сотрудничество только с юрлицами и индивидуальными предпринимателями. "Все расчеты, которые мы проводим с партнерами, осуществляются исключительно по безналичному расчету. Uber переводит заработки водителей на счета юридических лиц и ИП, поэтому обвинения в нарушении налогового законодательства нам кажутся необоснованными", - отметили в пресс-службе.

Там также добавили, что цены на поездки Uber ниже, чем у традиционных таксомоторных перевозчиков. "Это происходит исключительно благодаря высокой эффективности работы нашей системы. Также мы практикуем доплаты водителям за хорошую работу. Это нормальная практика. Доплаты водителям - это схема бонусов, которая применяется для мотивации наших партнеров", - сказал ТАСС представитель пресс-службы.

В пресс-службе "Яндекса" корр. агентства сказали, что их сервис такси работает в соответствии с действующим законодательством РФ. "В случае поступления к нам каких-либо запросов мы обязательно даем необходимые разъяснения в предусмотренном законом порядке.

Получить комментарий регионального директора по сервису "Яндекс.Такси" в Екатеринбурге, известного уральского блогера Алексея Соховича-Канаровского ТАСС не удалось.

Ранее в пресс-службе "Яндекс.Такси" сообщили, что сервис работает только с официальными таксопарками и диспетчерскими. "Все водители в системе имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа от соответствующих муниципальных органов. У нас существуют специальные требования к водителям и автомобилям, высокие стандарты качества и контроль соблюдения этих стандартов. Мы уже предоставили ФАС необходимую информацию о принципах работы "Яндекс.Такси", - сказал собеседник агентства.

История вопроса

В этом году ФАС начала проверку Uber, GetTaxi и "Яндекс" на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Однако пока ведомство нарушений в деятельности сервисов не видит. Объединение таксистов Петербурга в июле 2015 года направляло открытое письмо губернатору, попросив запретить Uber, Gett и "Яндекс.Такси". Таксисты тогда назвали ситуацию на рынке города критической, отмечая, что Петербург "превратился в "маркетинговое поле битвы" за снижение тарифов "между тремя глобальными интернет-приложениями".

В Париже и в нескольких других французских городах в этом году проходили акции протеста против сервиса Uber, которые переросли в массовые беспорядки. Водители "официальных" такси заблокировали подъезды к вокзалам и аэропортам, жгли автомобильные покрышки и переворачивали припаркованные автомобили, чтобы выразить несогласие с недобросовестной конкуренцией. Они требовали от властей запретить сервис.