30 октября 2015, 05:48

Всероссийский форум учителей русского языка открывается в Дагестане

Форум будет проходить 30 и 31 октября в Махачкале и Дербенте. Его участниками станут более 800 победителей всероссийских и региональных конкурсов "Учитель года" и других

МАХАЧКАЛА, 30 октября. /ТАСС/. Не меньше половины всего, что сегодня читают российские школьники, относится к массовой литературе низкого качества. При этом долю беллетристики в этой пропорции следовало бы снизить хотя бы до трети. Этот вопрос в числе прочих будет обсуждаться на открывающемся первом Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы в Дагестане, сообщила ТАСС председатель координационного совета общероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова.

Форум будет проходить 30 и 31 октября в Махачкале и Дербенте. Его участниками станут более 800 победителей всероссийских и региональных конкурсов "Учитель года" и др. Они обменяются опытом и выработают совместные стратегии работы с молодежью в рамках круглых столов, научных дискуссий и мастер-классов.

Какую "макулатуру" читают школьники

"Да, понижение уровня филологической культуры зафиксировано нашими исследованиями. Последнее социологическое исследование, которое проводилось в Москве, показало, что примерно половину всего чтения московских школьников составляет массовая литература весьма низкого уровня. А Москва держалась долго, долго была в круге чтения школьников очень качественная детская и подростковая литература. Чтобы столько читали "макулатуры" - такого раньше не было", - сказала Дудова.

По ее словам, самым читаемым изданием московских школьников оказался журнал Girl. Они тяготеют к развлекательной литературе, однако это не качественные детективы или научная фантастика. "Братьев Стругацких запоем точно не читают. И даже Толкин - классик фэнтези, который был популярен в конце 90-х - начале 2000-х, сейчас уже им не интересен", - сказала собеседница агентства.

В регионах, отметила Дудова, подобных исследований сейчас не проводится, однако там ситуация может быть и хуже из-за того, что плохо пополняются библиотеки, а серьезной работы по популяризации культуры чтения не ведется. Детям неоткуда даже узнать о существовании качественной современной литературы для молодежи.

Книгу нужно "возвращать" не только детям, но и взрослым

По словам Дудовой, нормальной для культурной нации можно считать ситуацию, когда на беллетристику приходится не половина, а треть всего круга чтения школьников. Однако в случае с современной российской молодежью нужно не только бороться за снижение доли массовой литературы, но и одновременно повышать ее качество.

Для этого, по ее словам, нужно прививать культуру чтения системно, не только в школах, кроме которых сейчас этим практически никто не занимается, но и в СМИ, в интернете и т.п. Причем книгу нужно "возвращать" не только детям, но и взрослым, которые через институт семьи влияют на них.

"Мы сейчас получим совсем плохое поколение, потому что это уже дети тех родителей, которые школьниками перестали читать. И, проводя форум, мы рассчитываем привлечь к этой проблеме внимание всех причастных сторон - родителей, учителей, общественности", - добавила Дудова.

Какие вопросы поднимут на форуме

Помимо качества литературы, на форуме будет обсуждаться вопрос изменений, происходящих в русском языке. Сегодня, отмечает Дудова, он упрощается, становится менее богатым и разнообразным, наблюдается кризис языка.

Одной из главных тем обсуждения станет изучение русского языка в национальных республиках. Лучшие учителя- словесники страны обсудят вопросы преподавания русского языка в многоязычных регионах, сочетания его с изучением родного языка.

ЕГЭ не отражает реальной картины знаний

В свою очередь Людмила Дудова считает, что результаты ЕГЭ напрямую не отражают реальной картины знания русского языка в стране.

"Да, у нас каждый год растет число стобалльников по ЕГЭ, растет качество работ. Но это не есть показатель истинного положения вещей. Ведь можно составить более простые задания, и мы получим хороший результат. Можно натаскать на определенную форму аттестации, и тоже получить определенный результат", - сказала она.

В реальности же, по ее словам, учителя отмечают обеднение словаря школьников и упрощение синтаксических конструкций, к которому они прибегают, чтобы снизить вероятность ошибки.

"А что это означает? Что мыслят дети очень примитивно, и у них нет мотивации на развертывание тезисов, осмысление предмета обсуждения", - отметила собеседница агентства.