10 ноября 2015, 16:34

Собянин: конкуренция с мегаполисами мира - единственный вариант развития Москвы

Мэр Москвы Сергей Собянин. Сергей Савостьянов/ ТАСС
Мэр Москвы Сергей Собянин

Одной из самых "крутых" проблем столицы мэр назвал транспортную: "раньше мы занимали по пробкам первое место"

МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/. Конкурентами Москвы являются самые большие города мира, и это единственный вариант развития российской столицы. Такое мнение высказал мэр Москвы Сергей Собянин во время встречи со студентами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Мэр рассказал студентам о современном управлении городом. По его словам, это включает все области и сферы жизнедеятельности города - от коммунальной до коммуникационной.

По словам мэра, от бесперебойной работы систем жизнеобеспечения столицы зависит и комфорт проживания и конкурентоспособность города. При этом, отметил мэр, протяженность коммунальных сетей Москвы равна длине двух экваторов и необходимо обеспечить их бесперебойную работу.

Собянин также затронул транспортную систему столицы. "Москва обеспечивает большую часть перевозок страны, 80% авиаперевозок и большую часть железнодорожных перевозок", - сказал он. По словам мэра, городской транспорт перевозит в год миллионы пассажиров и "является крупнейшим в мире".

Собянин также коснулся социальной сферы, в которой работают сейчас полмиллиона человек и ежедневно они встречаются с москвичами и оказывают им услуги в области здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты. "Это не корпоративная замкнутая структура, а структура, которая пропускает через себя миллионы людей", - отметил мэр.

Он также отметил, что Москва является центром большой агломерации, в которой насчитывается не менее 25 млн человек. Москва также центр перераспределения товарных потоков и неким чиновничьим центром. При этом, уточнил мэр, городских чиновников в Москве в три раза меньше, чем федеральных.

"Когда пять лет назад наша команда пришла к управлению городом, мы выбрали два принципа. Первый, чтобы наши управленческие решения всегда видели человека - это важнейший принцип, и второй - мы должны помнить, что живем в определенных финансовых рамках и должны эти средства использовать эффективно", - сказал Собянин. Он привел в пример школы, где финансирование по смете сменилось на подушевое, что позволило сократить число чиновников от образования, но увеличить количество учителей, их зарплату и улучшить успеваемость школьников. Также и в здравоохранении и с социальной сфере, где провели модернизацию и ввели адресную поддержку.

Одной из самых "крутых" проблем Москвы мэр назвал транспортную: "раньше мы занимали по пробкам первое место". "Москва находится в худшей ситуации, чем другие города - здесь меньше дорог и больше машин. В Европе сокращается число машин, а у нас прибавляются постоянно", - отметил мэр. Поэтому город продолжает строить метро - "в ближайшие годы количество вводимых станций вырастет в разы".

Касаясь развития наземного транспорта, мэр отметил, что теперь график движения выполняется на 90%: "это и выделенки, и система контроля". По словам Собянина, город также развивает пригородное сообщение и строит новые пересадочные контуры метро, как наземные - Малое кольцо железной дороги, так и подземные - Третий пересадочный контур.

По словам Собянина, городские власти не собираются всех пересаживать на общественный транспорт, но у людей должна быть альтернатива.

"Важно создавать мотивацию людей, которые выбирают между общественным транспортом и личным. Это краеугольный камень решения транспортных проблем во всех городах мира. Люди должны выбирать, что выгоднее - поехать на общественном или на личном и с точки зрения финансов и с точки зрения времени", - сказал мэр. По его словам, городу не нужно, чтобы все пересели на общественный транспорт, "хотя бы 5-10% людей воспользовались общественным транспортом".

"Если нет финансовой мотивации, то все выберут машину, все недовольны, опаздывают на работу. Чтобы этого не было, создается система платного парковочного пространства, но не для того, чтобы заработать городу, тем более что все деньги идут на благоустройство районов", - сказал Собянин. Он также отметил, что коренным образом в Москве изменилась работа такси. Все эти меры позволили увеличить скорость движения на дорогах - "впервые за последние годы она не уменьшалась, а увеличилась".

Мэр также напомнил, что город начал обустраивать общественные пространства - "это и улицы, и парки, и скверы, и бульвары, мы не выделываемся, не выпендриваемся, это продолжение нашего жизненного пространства". По данным мэра, число посещений парков за последние годы выросло с 10 до 45 млн.

Мэр также затронул тему взаимодействия власти с горожанами. В частности, Собянин назвал такие прогрессивные формы обратной связи, как порталы "Наш город" и "Активный гражданин". Кроме того, градоначальник выделил центры предоставления госуслуг, которые признаны лучшими в мире.

"Большинство городов мира проходили этот путь десятилетиями, нам пришлось пройти этот путь за считанные годы. Это чрезвычайно тяжело - и психологически, и организационно и управленчески. Но другого варианта нет, надо двигаться в таком максимально быстром темпе, чтобы догнать другие города и быть конкурентными с ними. Конкурентными за инвестиции. Это единственный вариант выживания и движения вперед", - сказал мэр.