21 июня 2016, 14:28,
обновлено 21 июня 2016, 15:03

Волин: журналистики как таковой в XXI веке больше не существует

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Михаил Джапаридзе/ ТАСС
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин
"Есть медиакоммуникации, есть медиасфера, есть медиабизнес, одним из элементов которого является журналистика", - считает замминистра связи и массовых коммуникаций РФ

МОСКВА, 21 июня. /ТАСС/. Журналистики как таковой в XXI веке больше нет, теперь она является составным элементом медиабизнеса. Такое мнение выразил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, выступая на форсайт-сессии "Медиапрофессии 21 века" на журфаке МГУ.

"Я бы не говорил про журналистику в системе медиапрофессий, потому что журналистики как таковой в XXI веке больше не существует", - сказал он. "Есть медиакоммуникации, есть медиасфера, есть медиабизнес, одним из элементов которого является журналистика. И пытаться вычленить журналистику во что-то самостоятельное, существующее вне большой индустрии, это бессмысленно", - считает Волин.

Он подчеркнул, что журналистика, являющаяся частью медиабизнеса, состоит из двух частей: из истории журналистики и из практической части. "Ей нигде, ни в одном вузе не научат, потому что в каждой редакции практическая журналистика своя", - добавил Волин, отметив, что только на практике будущий журналист может обучиться непосредственно индустрии.

"Если человек, придя в институт, не будет изучать всю систему, связанную с медиакоммуникациями, он на этом рынке окажется чужим, потому что он должен понимать, как работает реакция, он должен понимать историю журналистики и при этом он должен понимать и бизнес процессы, и основы рекламного рынка, и работу новых медиа", - подчеркнул Волин.

Он отметил, что сегодня в России насчитывается 160 вузов, которые готовят журналистов, и около 220, которые учат пиару. "Люди, которые готовятся пиару, не проходя курс практического журналистского обучения, это человек, который в состоянии по факсу отправить пресс-релиз. Никаких других функциональных знаний у этого человека нет", - заявил замминистра. "Хотелось бы сначала, чтобы люди поняли, как работает индустрия, и потом уже поднимались по каким-то другим ступеням развития", - заключил он.

О практике студентов 

Продолжительность практики студентов в редакциях СМИ должна составлять не меньше четырех-шести месяцев, считает Волин.

По словам замминистра, один-два месяца это недостаточное время для практики. "Продолжительность практики должна начинаться от четырех и от шести месяцев. Мы только полтора-два месяца потратим на то, чтобы человека чему-то обучить. Извините, после этого мы хотим вернуть свои деньги назад", - сказал Волин.

Кроме того, по его мнению, "студенты должны четко понимать, что эту практику они будут проходить бесплатно, потому что это на них тратятся силы, деньги и время".

Волин подчеркнул необходимость прохождения практики в реакциях СМИ. "Если студент хочет быть просто эрудированным, образованным человеком, то он может получать фундаментальные знания в стенах МГУ, журфака или других учебных заведений. Если же он хочет найти себе потом в жизни работу, то он должен сочетать учебу с практикой, и чем дольше он учится, тем больше времени он должен уделять практике", - считает замминистра.

Более того, как добавил Волин, "придет он (студент) в любую редакцию и начинать будет с самой простой черновой работы, потому что первое, что он должен будет доказать в редакции, что он вообще представляет интерес".