14 июля 2016, 12:02

Иран для гурманов: от кальяна до самовара

Тегеран, Иран. AP photo/ Hasan Sarbakhshian
Тегеран, Иран

Куда отправиться туристу за гастрономическими впечатлениями - в репортаже ТАСС

Прошло полгода с того момента, как с Ирана были сняты санкции, введенные ранее в связи с его ядерной программой. Страна активно выходит на мировые рынки, восстанавливает экономические и торговые связи с другими государствами. И, в частности, с Россией.

Помимо прочего, страна представляет также много интересных возможностей для туризма. "Иран - очень богатая страна в культурном плане. Посещая Иран, нужно принимать во внимание, что это исламская республика и в ней действуют законы шариата. Но это, конечно же, безопасная и дружественная страна, очень интересная с точки зрения древнейшей культуры, многих городов, которые можно посетить", - считает руководитель Федерального агентства по туризму РФ Олег Сафонов.

Россияне, по словам Сафонова, пока не так активно едут в Иран. Однако он прогнозирует увеличение интереса россиян к этой стране в том числе из-за того, что 30 января вступило в силу смягчение визового режима.

Россия и Иран подписали программу совместных действий в области туризма на 2016-2018 гг. Страны договорились об увеличении количества полетов до 28 рейсов в неделю. Чартерные рейсы из РФ могут выполняться и в Тегеран, и в Исфахан, и другие города Ирана. 

ТАСС открывает серию репортажей о достопримечательностях страны. Сегодня читайте о том, в какие места стоит отправиться туристу за гастрономическими впечатлениями. 

Все чаще в иранских ресторанах можно увидеть туристов и бизнесменов из Китая, Германии, Франции, Нидерландов и других стран Европы и Азии. Все они устремляются в заведения, где можно отведать традиционную иранскую кухню с непременной сочной бараниной, приготовленной в разных вариациях с рисом, оливками, луком, специально замаринованными овощами "торши" и массой восточных специй. Сейчас таких новых ресторанчиков и кафе в Иране предостаточно, причем на любой туристический кошелек. И цены сопоставимы с мировыми - горячие блюда в них могут стоить от 7 до 30 долларов.

Иранцы, конечно, тоже посещают их. Но далеко не для всех такой прейскурант приемлем. В массе своей они, особенно молодежь, довольствуются иранским "фаст-фудом", спектр которого впитал в себя, кажется, всю мировую традицию системы быстрого питания. Небольшие, на 5-6 столиков, кафе специализируются кто на шаурме, кто на пицце, кто на гамбургерах или курице, обжаренной в сухарях. А чаще всего представлен одновременно весь этот нехитрый ассортимент, который можно поесть на месте или заказать на дом.

Но для иностранного путешественника, который хочет почувствовать Иран, его древнюю культуру и традиции, интересны совсем другие "заведения общепита".

Традиционные рестораны

Сами иранцы очень любят традиционные рестораны, в которых люди сидят не на стульях или в креслах, а на широких диванах, покрытых коврами. На них можно расположиться, только сняв обувь и подобрав ноги под себя на восточный манер, обложившись подушками и валиками в тканых из грубой шерсти чехлах.

Стол в таких ресторанах, как правило, прямоугольный и невысокий, для больших компаний или семьи. Низко висящие резные лампы или подсвечники из металла и цветного стекла, негромкая мелодичная персидская народная музыка - и вы в настоящей восточной сказке. Возможно, кухня в таком ресторане не отличается разнообразием, и уж точно не вкуснее той, что предлагают в дорогом ресторане с европейским интерьером. Но в персидском по-настоящему ощущаешь себя на Востоке. А не за этим ли и приезжают сюда путешественники?

В Иране еще сохранились старинные персидские рестораны. Они отличаются особой архитектурой. В ней обязательно присутствуют такие элементы, как лепнина, мозаика, цветное стекло, симметричный бассейн посередине зала с искусственным источником воды или небольшим фонтаном. Традиция небольших водоемов с фонтанами в ресторанах затем перешла и в Европу. Подобный дизайн можно увидеть и в одном из самых старых московских ресторанов "Савой". 

Кальянные салоны

Весьма распространены в Иране и кальянные салоны. Это, как правило, мужские заведения, в которых можно и перекусить. Но главное время препровождения - курение кальяна с различными ароматическими добавками. Есть заведения побогаче, где курение сопровождается неспешной беседой, а есть и совсем простые, расположенные в многолюдных торговых кварталах. В них мелкие лавочники и их помощники отдыхают от трудов праведных по вечерам. В тесных "стекляшках" садятся они в ряд за узкий длинный стол на скамью вдоль стены и отрешенно погружаются в сладковатый дым, периодически прикладываясь к трубкам с длинным шлангами и разноцветными сосудами.

Чайные

Еще одна традиция иранских общепитов - чайные. Это, как правило, очень просторные залы со скамьями и также невысокими столами. Крепко заваренный янтарный напиток в них подают в маленьких стеклянных стаканчиках с кусочками жженого сахара. Чайные заведения демократичны, украшены небогато, но обязательно с персидским колоритом. Стены, столы и скамьи покрыты различными каламкарами - накидками из домотканой хлопковой ткани с нанесенным накатом, типичным для Ирана рисунком, причем натуральными красками, не выцветающими много лет.

Самое удивительное, что непременным атрибутом иранских чайных является русский самовар. Причем, такое впечатление, что сами иранцы уже хорошенько подзабыли о его истинной национальной принадлежности и давно считают чай из самовара, который здесь так и называется, своей собственной традицией. А укрепилась она в Персии во второй половине XIX века, когда в ней стояла русская казачья бригада, сыгравшая большую роль в становлении регулярной иранской армии.

Кафе в исторических комплексах

Совершенно особая атмосфера царит в ресторанах и кафе, расположенных в комплексах исторических достопримечательностей. Стоит немного углубиться с центральной исторической площади в Исфахане, называвшейся до 1979 года Шахской, а теперь - Накш-е Джахан, в старинные сводчатые галереи древнего базара, где, чередуясь, в нишах разместились лавки с коврами, ювелирными изделиями и всем, чем славятся иранские кустари. В прохладных каменных галереях можно увидеть колоритного старика в национальной персидской одежде, зазывающего посетить один из самых экзотических исфаханских ресторанов. Его стены и арочные потолки, сложенные из кирпича, вполне возможно, видели шаха Аббаса I (1571-1629), великого правителя и реформатора Персии, который и перенес в 1598 году столицу сефевидского государства из Казвина в Исфахан.

Следует отметить, что при Сефевидах (XVI-XVIII века) в Персии появились первые кофейни. Ведь именно тогда персы начали импортировать кофе. С течением времени иранские кофейни превратились в настоящие литературные клубы, где персидские поэты декламировали свои произведения. В настоящее время в иранских кофейнях поэмы не читают, но кофе варят по- прежнему крепкий и весьма ароматный.

"Надери-кафе"

Одно из старейших литературных заведений иранской столицы - "Надери-кафе" - было построено в 1928 году армянским иммигрантом Хачиком Медикянцом. Место для строительства было выбрано как нельзя более удачно. Эта часть весьма протяженной улицы Надери расположена в центре армянского квартала, где примерно в это же время возводились армянские храмы, школы, культурный центр. Рядом располагались богатые армянские магазины. В те времена улица Надери была географическим центром Тегерана.

Отец-основатель начал свою карьеру в столице с выпечки кондитерских изделий. Построив кафе-ресторан, он стал готовить для заведения торты и пирожные на европейский манер, подавая их с крепким ароматным кофе по-армянски. Затем предприимчивый иммигрант выстроил рядом и небольшую трехэтажную гостиницу, соединив просторное фойе с кафе и рестораном. А номера располагались на втором и третьем этажах.

Уже в 1960-годы он построил в соседнем переулке еще один, уже более современный многоэтажный отель - "Новый Надери". А собственный кондитерский цех уже обслуживал кафе в обеих гостиницах.

"Надери-кафе" очень быстро стало весьма популярным местом. Красивое здание, причудливым образом сочетавшее в себе персидскую традиционную архитектуру и европейскую готику, с традиционным кофе и европейскими пирожными, привлекало сюда столичную интеллигенцию, стремившуюся приобщиться к европейским традициям. Кроме того, у кафе и гостиницы есть закрытый внутренний сад с фонтаном в центре и небольшой сценой в углу. В знойное лето там можно было отдохнуть у прохладного водоема, послушать "живую" музыку.

Завсегдатаями "Надери-кафе" в 1940-1950-х были такие известные всем иранцам деятели искусства, журналисты и писатели, как Садек Хедайят, Бозорг-э-Алави, Моджтаба Минави, Симин Данешвар, Нима Юшидж и многие другие, кто проводил здесь целые ночи за обсуждением самых разных тем - от политики до живописи. У многих из них в кафе даже были постоянно зарезервированные места. Здесь, как и в подобных литературных кафе по всему Тегерану, формировалось общественное мнение. О тех мирных временах свидетельствуют многочисленные черно-белые фотографии в фойе отеля.

"Кусочек западной цивилизации" вчера и сегодня

В 1970-е годы старый и новый "Надери" стали "перевалочными пунктами" для тысяч советских специалистов, приезжавших на стройки и объекты двустороннего советско-иранского сотрудничества. С "Надери" начиналось их знакомство с восточной страной, славящейся своей древней культурой и историей.

В те годы Тегеран называли "Парижем Востока". Современные лимузины, по-европейски модно одетые дамы, гастроли поп-звезд первой величины, таких как Фрэнк Синатра (1915-1998) и Барбара Стрейзанд, до глубокой ночи работающие рестораны, где играли европейские музыкальные группы - все это создавало иллюзорный флер западной жизни.

Тогда, в 1970-х, "Надери-кафе" тоже стало "кусочком западной цивилизации". В ресторан приезжали состоятельные тегеранцы, по вечерам в саду "разрывались" огромные колонки от звуков электрических музыкальных инструментов какой-то заезжей рок-группы и мигали огоньки цветомузыки на огромных чинарах вокруг фонтана, ловко сновали между столиками официанты, разнося крепкие спиртные напитки и закуски. Впрочем, наши специалисты могли наблюдать за этим чужим праздником лишь из окон своих номеров, поскольку одноразовое знакомство с рестораном грозило бы оставить советского инженера без месячной зарплаты.

Некогда заполненные гостями и деятелями культуры кафе и гостиница нынче почти пустуют. Чтобы как-то привлечь посетителей владельцы "Надери-кафе" и гостиницы - теперь уже внуки Хачика Медикянца - разделили их, сделав отдельные входы со стороны улицы Исламской Революции. Днем здесь почти пусто. Лишь старики, старожилы армянского квартала, сидят в уголке кафе, медленно потягивают кофе из крошечных фарфоровых чашек и тихо и неспешно беседуют - им, видимо, торопиться некуда. Вечерами несколько столиков займут скромные пары, чтобы на ходу выпить кофе и немного поболтать. Но время там как будто замерло. Все те же столики, что и 35-40 лет назад, те же панели барной стойки, только уже изрядно потрескавшейся, та же темно-бордовая форма у постаревших официантов. Завсегдатаи кафе - это все больше те, кто помнит старые времена, для кого "Надери" - название ностальгическое.

А центр богемной жизни Тегерана теперь переместился в богатые кварталы севера. Молодые люди собираются в новомодных кафе, устроенных в парках бывших усадеб шахских вельмож. В самих усадьбах теперь разместились музеи, например, Музей иранской кинематографии или Музей времени с коллекцией уникальных часов. А рядом - уютные крытые павильоны, где молодые люди с гаджетами последних моделей, девушки почти пренебрегают исламским дресс-кодом, где поблизости играет собственная иранская рок-группа и, кстати, весьма профессиональная. Там вновь подают замечательный кофе и европейские пирожные. Мир меняется, меняются политические режимы. Но кофейни, где обсуждаются последние события, фильмы, недавно опубликованные романы, остаются незыблемой традицией. 

Александр Левченко, Тегеран  

Теги:
Иран