МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Российский религиозный и общественный деятель, протодиакон РПЦ Андрей Кураев, которому 26 ноября было отказано во въезде с Латвию, считает, что за этим стоит Рериховское движение (новое религиозное движение с элементами оккультно-мистической направленности), о деятельности которого он упоминал в некоторых своих трудах.
Об этом священнослужитель сказал ТАСС.
"В официальном уведомлении, которое мне вручено, не говорится о причине. Единственное - там подчеркнуто, что это национальная причина, то есть запрет не общеевропейский, а чисто национальный, латышей. В устном виде мне было сказано, что запрет довольно старый, но он просто был продлен в 2015 году. Тогда, я думаю, скорее всего, что это затеяли рериховцы ", - сказал Кураев.
Он добавил, что до этого посещал Латвию в 2004 году, и проблем со въездом не было. О том, что внесен в черный список страны, причем уже давно, протодиакон узнал только 26 ноября, когда прилетел в столицу Латвии для участия в философской дискуссии "Поговорим о душе". Однако в международном аэропорту Риги его остановили сотрудники погранохраны, которые сообщили религиозному деятелю о том, что он внесен в черный список по требованию Полиции безопасности и ему запрещен въезд на территорию республики.
Посольство России в Латвии подвергло случившееся резкой критике, отметив, что "включение религиозных деятелей в список лиц, которым запрещен въезд в Латвию, - за гранью понимания и, безусловно, не будет способствовать нормализации российско-латвийского диалога".
Первый заместитель генерального директора Международного центра Рерихов (МЦР) Александр Стеценко заверил ТАСС, что "МЦР никакого отношения к этому не имеет". "Первый раз сейчас про это слышу", - сказал он.
Кураев о движении
Среди многочисленных трудов Кураева есть и касающиеся деятельности Рериховского движения. В частности, это "Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии", "Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи и православие", "Как узнать секту (на примере рериховского движения)", а также "Полемика с Ксенией Мяло и другими рерихославными".
Священнослужитель рассказал, что в 2004 году посещал Ригу, где прочитал лекцию. "После этого рериховцы написали письмо на имя министра иностранных дел Латышской Республики с требованием закрыть мне въезд в страну, - предполагает Кураев. - Это стало возможным, поскольку Рериховское общество по всему миру весьма приближено к дипломатам, и его представители вхожи и в масонские ложи, и на площадки для вербовки агентов-информаторов для поддержания неформальных контактов".
Кураев напомнил, что в первой половине XX века "в Риге было создано первое Рериховское общество в истории". "Для них это такая главная цитадель мирового уровня, и там они, конечно, проникли и в элиты, что они и доказали".
"С другой стороны, я очень рад произошедшему: как религиовед я удовлетворен результатом научным. Если кажется, что рериховцы - это такие милые толерантные люди, которые за объединение всех, то на самом деле это люди тоталитарного склада: когда в их руках оказывается какая-то власть, они не видят преград для того, чтобы не использовать свои ресурсы для достижения желаемого. Вот этим результатом я очень удовлетворен", - сказал Кураев.
Планы протодиакона и черный список Латвии
"В Латвию, наверное, буду пытаться в будущем въехать, но несколько настороженно. На этот раз буду требовать, чтобы приглашающая сторона навела официально справки в МИД, чтобы знать наверняка, стоит ехать или нет", - сказал Кураев.
Он отметил, что так и не смог поучаствовать в богословской дискуссии, на которую ехал в Ригу. "Они полагали наладить связь по Skype, но что-то так и не смогли в конце концов", - сказал он. Кураев рассказал также, что до этого ему только однажды было отказано во въезде в страну: в 2008 году в Азербайджан. "Тогда МИД Азербайджана публично объявил причину запрета. Потому что перед этим я посетил Нагорный Карабах, въехав туда не с территории Азербайджана", - сказал он.