МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Отказ от заданий с выбором одного ответа (тестовой части - прим. ТАСС) в ЕГЭ не делает экзамен сложнее, потому что изменяется не содержание, а только форма предъявления задания. Об этом заявила ТАСС директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.
"К примеру, возьмем задание базового уровня сложности по русскому языку, где нужно указать слово с проверяемой орфограммой. В "тестовом" варианте, это третье слово по счету, и участник экзамена раньше ставил крестик в соответствующем поле бланка. Теперь это задание выглядит так: в задании дается перечень слов с пропущенной орфограммой, из которого нужно выбрать слово, которое соответствует проверяемой орфограмме, и записать слово правильно", - сказала она.
"С точки зрения сложности этого задания - она та же самая", - подчеркнула директор, отметив, что во втором случае исключается фактор случайности, а свой ответ, перед тем, как записать, выпускнику нужно осмыслить.
Вопросы с выбором ответа для недобросовестных участников ЕГЭ зачастую являлись возможностью заработать минимальный проходной балл, не погружаясь в изучение предмета, считает Решетникова. "Для подготовленных участников форма не имеет никакого значения", - отметила она.
По ее словам, в системе образования сейчас во главу угла ставится вопрос объективности проверки знаний. "Ведь уже очень давно у нас в школе существовала ситуация: "три" пишем, "два" в уме. Во многих регионах и школах это очень существенная проблема, и с ней надо работать. Нельзя закрывать глаза, понимая, что школа не дорабатывает, не давая даже базовые знания, которые необходимы для минимального порога", - заключила Решетникова.
С 2017 года задания с выбором ответа не используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по химии, физике, биологии. Таким образом, тестовая часть остается только на экзаменах по иностранным языкам.
Устная часть будет
Устная часть в ЕГЭ по иностранным языкам, который станет обязательным в 2022 году, будет присутствовать как на базовом, так и профильном уровне, сообщила Решетникова.
"В иностранном языке, который в принципе предназначен для коммуникации, это необходимый компонент. Без устной части экзамен не останется" , - сказала директор в ответ на вопрос, будет ли лишен устной части один из уровней экзамена.
Она отметила, что введение ЕГЭ по иностранным языкам в список обязательных связано с целым спектром вопросов, которые еще предстоит решить. "Первое - это готовность содержательная. Возникает вопрос, не будет ли это препятствием выпускникам для получения аттестата, и на достаточном ли уровне ли у нас проводится изучение иностранного языка для того, чтобы с ним справились абсолютно все ребята", - подчеркнула Решетникова.
Она добавила, что пока ФИПИ видит результаты ЕГЭ по этому предмету тех, кто выбирает его осознанно для сдачи. "И то среди самых подготовленных есть то количество ребят, которые не преодолевают минимальный порог", - сказала директор института.
Так же предстоит существенно проработать вопрос о содержании контрольных измерительных материалов базового уровня. "Иностранный язык в той модели, в которой он есть, охватывает все разделы школьного курса, но поскольку это экзамен по выбору, он предназначен для дифференциации по уровню подготовки, есть задания как базового уровня, так и повышенного и высокого уровня сложности. Для того, чтобы участнику экзамена можно было продемонстрировать весь свой потенциал, все свои возможности ", - отметила Решетникова.
Таким образом, необходимо провести целый комплекс исследований качества изучения иностранного языка и по результатам этого внедрять экзамен, считает она. "Это позволит дать обратную связь, какое состояние вопроса мы имеем и к чему нам надо готовиться. От этого будет зависеть модель и уровень заданий экзаменационного материала, который будет нами разрабатываться", - заключила директор ФИПИ.